Обновлено 14:50 04.05.2023
У Сбербанка и так не самая щедрая бонусная программа. Например, кешбэк бонусами «Спасибо» составляет от 0,5% до 15%. У других банков размер кешбэка бывает выше — до 30% (например, у «Тинькофф»). Но выяснилось, что Сбер пытается отобрать даже те скромные бонусы, которые кое-как накапливаются. Некотрые клиенты банка столкнулись с блокировкой бонусного счёта. Из-за чего это может произойти?
Представляете — вы узнаёте о выгодной программе накопления бонусов. Например, при покупках в Сбермегамаркете. Ставите себе цель — накопить как можно больше. Больше покупок — больше бонусов, которые потом можно обменять на рубли или потратить на новые приобретения. И вот вы накопили десятки, а то и сотни тысяч бонусов, а вам их блокируют. Выходит, что деньги потрачены, но не за «Сберспасибо», а просто — за спасибо.
Именно это произошло со некоторыми клиентами Сбербанка.
В апреле этого года Сбер проводил акцию «Мегакешбэк до 40% на миллион товаров». Получить повышенный бонус можно было за покупки в Сбермегамаркете. Поэтому многие кинулись приобретать себе различные товары впрок, чтобы накопить как можно больше бонусов. А потом в интернете стали появляться гневные комментарии:
Сбер объясняет причину блокировки счёта нарушением правил программы:
Злоупотребление правилами — недобросовестные действия участника, противоречащие правилам программы и/или направленные на накопление максимального количества бонусов на своём бонусном счёте без фактического приобретения товаров в целях личного потребления или недобросовестные действия при использовании сервисов банка
Поводом для подозрений в нарушении может быть даже рост трат по карте. Например, раньше человек покупал продуктов на 15 000 — 20 000 рублей в месяц, а тут вдруг начал закупаться на 30 000 — 50 000 рублей. Или приобретает каждый месяц по новому iPhone, а то и по несколько сразу.
При этом к самому банку не придраться — он имеет право исключить любого участника из программы/заблокировать его бонусный счёт/в одностороннем порядке менять правила и не нести ответственности за неосведомлённость участника. Об этом говорится в правилах программы лояльности Сбера, с которыми соглашаются клиенты.
Что всё это значит?
Схема накрутки бонусов стара как мир. Банки об этом знают и следят, чтобы клиенты этим не злоупотребляли. Подобные правила или ограничения есть в любом банке. В некоторых случаях за накрутку бонусов даже заводят уголовные дела.
Юристы подтверждают законность действий Сбербанка, пишет «Коммерсантъ». Клиент обязался выполнять определённые условия для участия в программе, отмечает управляющий партнёр Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. В условиях программы оговаривается, что можно считать спорной операцией, и банк вправе аннулировать бонусы, которые клиент, по мнению кредитной организации, получил с помощью нарушающих соглашение двух сторон действий.
Судебная практика по таким делам неоднородна. Бывает, что суды встают на сторону граждан, которые посчитали себя обманутыми. Но чаще их претензии отклоняются. Суды заявляют, что в данном случае нельзя применить закон о защите прав потребителей. Тем более что компания вправе в одностороннем порядке менять условия бонусной программы.
Центробанк со своей стороны не вмешивается и лишь рекомендует банкам больше информировать клиентов, чтобы спорных ситуаций было как можно меньше.
UPD:
Сразу после публикации материала Сбербанк дал свои разъяснения по данной ситуации:
Решение о списании бонусов применяется исключительно при наличии весомых аргументов, подтверждающих нарушение правил программы «Сберспасибо» и правил акций партнёров «Сберспасибо», или по истечению срока, в течение которого бонусы должны быть потрачены (2 года).
Обращения клиентов по данной теме являются единичными и не системными при общей аудитории программы лояльности в 67 млн человек. Каждое обращение проверяется банком, по итогам проверок банк уведомляет клиента о принятом решении. Отметим, что на все отзывы наших клиентов, размещённые на портале «Банки.ру», оперативно публикуются ответы банка