Финансовый маркетплейс «Выберу.ру», совместно с профильными экспертами банков и микрокредитных организаций обсудили, с какими видами мошенничества сегодня можно столкнуться и как им противостоять.
По данным Банка России, за 2022 год объем операций, совершенных без согласия клиента финансовой организации, вырос на 4,3% и достиг показателя в 14,165 млрд руб. Так, в 2022 года мошенникам в среднем удавалось похитить 15,5 тыс. рублей за одну «операцию» с физическим лицом и более 160 тыс. рублей — с юридическим. С мошенничеством столкнулись в прошлом году более 40% граждан России, 3,5% из них не смогли обезопасить себя и свои средства от действий злоумышленников, и их деньги были похищены.
«Выберу.ру» предложил кредиторам ответить на основные вопросы, связанные с мошенничеством, поделиться опытом своей организации по предотвращению мошеннических действий со стороны злоумышленников и дать рекомендации о том, как безопасно себя вести в цифровом мире.
Звонки от «службы безопасности Сбербанка» постепенно уходят в прошлое. Современные мошенники могут обойтись без убеждения жертвы перевести им средства. Сейчас становится популярнее механизм использования сервисов банковских организаций и других публичных компаний для оформления кредитов или микрозаймов на подставных лиц.
Антон Грунтов также обращает внимание:
Наличие у клиента банка виртуальной карты, то есть банковского счета, позволяет полагать, что этот клиент прошел полную идентификацию в соответствии с законом. Поэтому такому «клиенту» компании могут одобрить предоставление своих услуг. Особенно когда мошенники правильно предоставляют проверочное СМС-сообщение от владельца номера телефона, ранее зарегистрированного в банке
Многие сейчас используют искусственный интеллект для развлечений, некоторые применяют в работе. Мошенники также не игнорируют технологию и используют ее в своих интересах. О новой схеме обмана с помощью искусственного интеллекта рассказал начальник департамента кибербезопасности Банка Зенит Олег Волков.
Также Волков отмечает популярность применения мошенниками приложений для удаленного доступа к телефону жертвы:
Поступает мошеннический звонок с сообщением о том, что якобы банк зафиксировал взлом личного кабинета клиента в системе ДБО и предложением установить некое приложение для технической поддержки с целью восстановления доступа к личному кабинету. При этом на клиента оказывается сильное психологическое давление. Мошенник во время разговора часто повторяет, что банк и, в частности, он не просит разглашать секретных паролей из СМС. Это создает доверительную атмосферу. После установки указанного приложения, стилизованного под банк, злоумышленник получает удаленный доступ к телефону, а значит, и к смс-кодам операций по списанию средств и вводит их в личном кабинете прямо с телефона жертвы
Многие мечтают хорошо зарабатывать, не прикладывая больших усилий и не выходя из дома. Мошенники нашли как извлечь выгоду из этого стремления — они выманивают доступ к личным данным клиента, обещая простую удаленную работу с высокой оплатой труда.
Пластиковые карты вытесняют наличные не только в жизни взрослых, но и в жизни их детей. Современные родители все чаще предпочитают оформить ребенку пластиковую карту и переводить на нее средства, а не выдавать каждый раз условные 100 рублей на мороженое. Как итог — мошенники не обходят детей стороной и стремятся завладеть их средствами.
В пресс-службе Почта Банка говорят, что одним из инструментов «вытягивания» денег у ребенка являются игры на телефоне:
Злоумышленники предлагают детям купить за деньги игровые бонусы, пройденные достижения, разблокировать следующий уровень – все, что поможет пройти игру. Они могут писать игрокам в личные сообщения, находя последних в тематических группах в соцсетях, или предлагать свои «услуги» прямо в чате популярной игры. Они просят перевести деньги на свою карту или онлайн-кошелек. Получив деньги, мошенники перестают выходить на связь или вовсе удаляют свои аккаунты, а любители поиграть остаются и без денег, и без бонусов, которые намеревались купить
Часто жертвами мошенников становятся обманутые покупатели. Однако иногда под удар попадают и продавцы. На маркетплейсах можно встретить фальшивых покупателей, которые выманивают данные о картах владельцев магазинов.
Как защититься от мошенничества. Чек-лист от Алексея Плешкова: