Каждый раз, когда рубль летит в пропасть, многие люди требуют от ЦБ и правительства принять меры. Они говорят, что из-за падения национальной валюты жить становится тяжелее. Но всегда найдётся тот, кто заявит, что если вы не покупаете доллары, то от изменения валютного курса не должно быть ни холодно, ни жарко. Большинство россиян с такой позицией не согласны.
62% россиян считают, что курс рубля к иностранным валютам сильно влияет на уровень потребления, свидетельствуют результаты исследования банка «Открытия». Причём 26% граждан говорят об этом с уверенностью.
Чаще всего так отвечали в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (72%), реже всего — в Москве и Московской области (55%).
Четверть населения полагает, что валютные курсы никак не отражаются на жизни. 13% опрошенных не смогли ответить на вопрос.
Точность цифр здесь не особо важна. Главное то, что большинство людей понимают, что падение рубля приводит к ухудшению жизни. Даже если они получают зарплаты, пособия и пенсии в рублях и тратят тоже рубли.
Первый удар — сразу повышаются цены на товары. Повышаются цены в рублях. Для всех, даже для пенсионеров.
Как ни крути, ни одна страна не может себя полностью обеспечивать с ног до головы. Наша — в том числе. Поэтому часть товаров привозят из-за рубежа. Если национальная валюта дешевеет, за тот же самый продукт приходится отдавать больше рублей.
Второй удар — ЦБ повышает ключевую ставку. Для вкладчиков, возможно, это хорошо. Хотя если инфляция растёт, то от повышения ставок толку не становится больше.
С другой стороны, фиксировать валютный курс тоже опасно. Как объяснял в прошлом году глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов, если зафиксировать курс, то в случае снижения мировых цен на нефть Россию заполонят импортные продукты, задушив отечественных производителей. Более подробно об этом — в статье «Чем опасен фиксированный валютный курс?»
В качестве альтернативы власти предлагают плавающий валютный курс и бюджетное правило. Правда, июнь и июль 2023 года показали, что они не особо защищают от скачков курсов. Отчасти это связано с уникальностью ситуации — невиданным количеством санкций. Возможно, на такой случай надо придумывать новые инструменты стабилизации валютного рынка.