Власти то и дело говорят, что ослабление рубля помогает экспортёрам получать бо́льшую прибыль, тем самым наполняя государственный бюджет налогами. Поэтому, когда в 2022 году курс доллара упал до 50-55 рублей, они стали беспокоиться, а не протянем ли мы ноги с таким крепким рублём. И вот сейчас молитвы властей были услышаны. Курс доллара дорос до 90 рублей. Экспортёры и казначейство выдохнули. Но из-за девальвации может пострадать экономика, предупреждают эксперты.
Главным двигателем нынешнего роста экономики стало государственное потребление, говорится в июльском обзоре Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Те самые расходы бюджета, превысившие все немыслимые пределы, вызвали рост экономики.
Но есть ещё два фактора, на которые мало кто обращает внимание. Во-первых, расходы населения перестали снижаться. Во-вторых, производители резко запаслись продукцией, что предвещает новый бизнес-цикл.
Из-за того, что курс доллара сейчас в районе 90 рублей, импортное оборудование и сырьё подорожают. Значит, компании будут реже покупать товары, и производство перестанет расти.
Реакция людей на девальвацию рубля — стандартная: люди скупят импортные товары, пока они не подорожали. Всплеск спроса закончится сокращением потребления. Минус ещё один движок экономики.
Что касается основного двигателя, то он тоже дышит на ладан. Во-первых, возможности бюджета не безграничны, и расходы уже уменьшились. Во-вторых, Минфин планирует урезать госрасходы на 10%, обещая не трогать затраты на пенсии, пособия и другую социальную поддержку.
Девальвацию рубля эксперты ЦМАКП объясняют тремя факторами:
В ближайшее время курс доллара должен несколько снизится. Но в дальнейшем рубль снова будет слабеть, тем самым останавливая экономику.
Чтобы избежать нежелательного ослабления рубля, эксперты ЦМАКП предлагают воздействовать на потоки капитала. Во-первых, усилить контроль за оттоком капитала, который не прекращается даже в условиях санкций. Во-вторых, повысить доходы от зарубежных активов России. Сейчас мы сильно уступаем таким странам как Китай, Канада и ЮАР, хотя размер зарубежных активов у нас одинаков.