Сейчас в стране сложилась забавная ситуация. С одной стороны, власти активно рекламируют долгосрочные сбережения в рублях. Обещают удваивать взносы за счёт бюджета, давать налоговые вычеты. С другой стороны, разрешили доллару подняться до 100 рублей и отказались вводить валютный контроль. Другими словами, обесценивают сбережения в рублях. В таких условиях теряется весь смысл откладывать деньги на будущее. Когда будущее настанет, от денег ничего не останется. Означает ли это, что для ЦБ важнее вывоз капитала за границу, чем благополучие народа?
Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин сомневается, что программа добровольных сбережений, над которой власти «бились» почти 10 лет, «получит суперширокое распространение». Он признался:
У меня есть внутреннее ощущение, что мы пошли на несколько компромиссов, которые могут эту реформу в определённой степени затормозить
Компромиссы он, конечно, не стал перечислять. Но из его заявлений понятно, что речь идёт о курсе доллара, который перевалил за 90 рублей и не думает снижаться. При этом Центробанк выступил против жёстких мер, которые должны вернуть валютный курс на место.
Ситуация в стране, действительно, необычная. Минфин с ЦБ поменялись ролями. Если раньше финансовое ведомство всеми силами старалось смягчить валютные ограничения, то теперь требует ввести жёсткий контроль.
ЦБ, наоборот, раньше выступало против валютной либерализации, которую предлагал Минфин. Представители регулятора говорили, что ослабление контроля должно быть мягким. Но теперь отказываются поддержать предложения финансистов.
Противоречия между ведомствами озвучил министр финансов Антон Силуанов:
Ищем консенсус с ЦБ по вопросу валютного контроля. Минфин выступает за более жёсткий контроль над валютными потоками с учётом текущей ситуации
Многие эксперты напоминают, что Центробанк сумел остановить падение рубля буквально полтора года назад. Тогда доллар подскакивал до 120 рублей.
Полёт доллара прервали за счёт повышения ключевой ставки до 20% и нескольких валютных ограничений:
Сейчас власти поскромничали. ЦБ повысил ставку только до 12%, а правительство договорилось с экспортёрами на добровольной основе увеличить продажу валюты. В итоге доллар от сотни отступил, но не снизился даже до 90 рублей.
Как объяснила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, в нынешних условиях прошлогодние меры могут не сработать. В частности, значительную часть выручки экспортёры получают в рублях — продавать им особо нечего. К тому же то, что компания сегодня продала, завтра может выкупить обратно. «То есть у нас увеличивается оборот валютного рынка, но не меняется баланс спроса и предложения», — разъяснила Эльвира Набиуллина.
То же самое с репатриацией валютной выручки. Компании, конечно, могут перевести валюту в Россию, но счета остаются валютными и никак не влияют на курс.