Всё-таки удивительно, как в стране, которая добывает нефть миллионами тонн, может расти стоимость бензина. Причём так, что автозаправкам становится невыгодно продавать горючее, а сельхозпроизводители опасаются срыва полевых работ. На этот раз дело не только в росте мировых цен на нефть, но и в принимаемых правительством мерах.
Цена бензина марки «Премиум-95» превысила 76 800 рублей за тонну, обновив рекорд. Это следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Стоимость дизтоплива превышает 69 000 рублей за тонну.
В стране возник дефицит горюче-смазочных материалов (ГСМ). В итоге подскочили оптовые цены, но даже они не помогают справиться с нехваткой горючего. Хотя обычно, если цена на какой-нибудь товар увеличивается, спрос на него падает. Как рассказал руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Николай Баранов, дефицит топлива возник по нескольким причинам:
Добавим ещё, что традиционно летом нефтеперерабатывающие заводы уходят на ремонт, тогда как спрос на топливо повышается из-за сезона отпусков. Ближе к осени сельхозпроизводители начинают запасаться ГСМ.
В Минсельхозе даже опасаются, что из-за дефицита могут сорваться полевые работы, заявил глава ведомства Дмитрий Патрушев (цитата по ТАСС):
Неделю назад у нас речь шла о том, что нужны ГСМ по какой-то сниженной цене, потому что сильно выросла цена, то сейчас речь идёт вообще о другом. Нам нужно, чтобы в наличии был ГСМ
Особенно остро проблему ощущают в южных регионах, где как раз развит аграрный бизнес. В качестве идеи, как справиться с нехваткой горючего, министр предложил временно остановить экспорт нефтепродуктов.
Что всё это значит?
В сентябре вступил в силу закон, который снизил топливный демпфер в два раза. Это механизм сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. Если экспортная цена на топливо превышает цену внутреннего рынка, то государство доплачивает нефтяникам. Тогда у экспортёров не возникает соблазна вывозить всё топливо за границу. Бензин и ДТ остаются в РФ в достаточном объёме, что не вызывает ни дефицита, ни роста цен. Но по новым правилам, которые должны действовать до конца 2026 года, нефтяники получают на 50% меньше государственных возмещений. Такая мера вводилась ради экономии бюджетных средств (по расчётам до 30 млрд рублей в месяц) и власти обещали, что это не отразится на розничных ценах.
Теперь в Минэнерго начали обсуждать возвращение к прошлым параметрам демпфера, пишет «Коммерсантъ». Только пока не решили, чем компенсировать расходы бюджета.
Но цены начали расти не в сентябре, а гораздо раньше. Как заявил в июле вице-премьер РФ Александр Новак, биржевые цены должны будут стабилизироваться, когда нефтеперерабатывающие заводы закончат плановые ремонты.
Пока этого не произошло и власти делают робкие попытки стабилизировать рынок. Например, в начале августа правительство обязало нефтяников увеличить минимальную долю продажи бензина на 1 п. п. — с 12 до 13% от производства, а дизеля — с 8,5% до 9,5%. Кроме того, был сокращён экспорт нефти на 300 000 баррелей в сутки. Это правило продлили и на сентябрь.