Зарплата «в конверте» — это в первую очередь нарушение прав работника. В старости он будет получать меньшую пенсию, ему могут не оплачивать больничные и работу в праздники. Но «серая» зарплата — это ещё и недопоступления в бюджет страны. В условиях дефицита казны власти в этом совсем не заинтересованы. Денег от экспорта поступает уже гораздо меньше, чем раньше. Поэтому «выжимать» будут из населения. В том числе и путём вывода из «тени» нелегалов.
Минтруд хочет заставить регионы выявлять тех, кто работает «в серую». Местные власти должны будут определить, сколько работающих людей потенциально не платят налоги. Каждый субъект РФ получит свой KPI по выводу занятых «из тени», пишет РБК. По планам Минтруда за ближайшие три года регионы должны легализовать 30% бизнеса.
Как считают эксперты, таким образом власти хотят увеличить поступления в региональные бюджеты, которые во многом пополняются за счёт налогов на доходы физлиц (НДФЛ).
Ведомство даже разработало методику, по которой можно будет оценить потенциальную численность нелегалов. Сначала определяется число неработающих лиц в трудоспособном возрасте — из всех застрахованных по ОМС вычтут детей и пенсионеров. Затем из полученного числа вычтут тех, кто имеет основания не работать — граждан в отпуске по уходе за ребёнком или отпуске по беременности и родам, инвалидов I и II групп, школьников 10–11 классов и студентов вузов, заключённых, зарегистрированных безработных и ещё ряд категорий. Полученное число будет означать, сколько человек может скрывать свою трудовую деятельность.
Следующим этапом станет выявление иностранных граждан, которые работают в РФ неофициально.
В ведомстве признают, что формула расчётов не идеальна. В число нелегалов могут попасть:
Профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов
отметил ещё одну недоработку. Методика расчёта министерства не учитывает тех, кто находится в «серой» зоне — кому «в конверте» выплачивают только часть зарплаты или кто перевёлся в самозанятость. То есть когда трудовые отношения нарушаются лишь частично или подменяются для сокращения расходов компании. Ведь эти люди работают официально, но при этом работодатель платит за них меньше налогов и взносов.
Кроме того, методичка не учитывает внутреннюю трудовую миграцию. Человек может быть застрахован в системе ОМС как неработающий в своём родном регионе, при этом работать в другом. По методике Минтруда такой человек попадает в категорию теневых занятых, хотя на деле может официально трудиться.
Эксперт считает, что более точная система оценки — это определение доходов и расходов каждого конкретного человека. Это могла бы делать Федеральная налоговая служба (ФНС). Однако Сафонов признаёт, что даже в тех странах, где применяется такой подход, «в серую» работают до 10% граждан.
Это уже далеко не первая попытка властей легализовать работающих граждан. Весной в правительстве решили выявлять «серых» сотрудников на основе всех данных, которые получены от компаний, налоговой службы и других государственных ведомств. Например, можно сравнивать общий фонд оплаты труда компании с количеством сотрудников и их зарплатами.
С другой стороны, власти согласились, что компании, которые выходят из «тени», нужно поощрять. Например, снижать для них налоги. Как это уже было в случае с заведениями общепита, когда в 2022 году для них отменили НДС и смягчили критерии отнесения к малому и среднему бизнесу.