К списку новостей

Volkswagen в России: прошлое, настоящее и будущее

Иван Беликов Автор «Выберу.ру»
12 декабря 2023 09:00
466
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Немецкий Volkswagen по праву был и остаётся одним из самых популярных автомобилей в России. В чём секрет популярности и как долго ещё в нашей стране продлится слава таких марок, как Polo, Tiguan и Touareg? Разбираемся…

Настоящий народный автомобиль!

Как думаете, какая марка авто самая народная в Германии? Mercedes, BMW, Audi? Нет, чересчур роскошно и дорого. Porsche? Тем более нет! В своём большинстве это машины премиум-класса, которые не по карману среднестатистическому немцу. А вот Volkswagen – самое то, и цифры – лучшее подтверждение. По данным Ассоциации немецкой автомобильной промышленности (VDA), в 2022-м в Германии продано 521 тыс. новых VW против 246 тыс. Mercedes, 212 тыс. Audi и 208 тыс. BMW. Что и говорить, впечатляющее преимущество.

Секрет успешности VW прост: инженеры из Вольфсбурга отыскали идеальный баланс между премиум-дизайном, комфортом и ценовой доступностью своих авто, которого нет у других немецких производителей. Да, машины не такие роскошные в плане интерьера салона, эргономики и не столь приятные в управлении, как, скажем BMW, но разница не критична, а цена в 1-1,5 раза ниже. Как говорится в одной старой рекламе, если не видно разницы, зачем платить больше?

И, кстати, Volkswagen в переводе с немецкого означает «народный автомобиль». Так что название полностью оправдывает себя.

Седьмой самый популярный автомобиль в России

Снискало успеха «народное» немецкое авто и за пределами Германии. По данным на май 2023 года, VW контролирует 6% мирового автомобильного рынка, уступая только японской Toyota.

На российском рынке, как новых, так и поддержанных авто, Volkswagen (пока) держится в топ-10 самых востребованных иномарок. А по подсчёту ГИБДД и аналитического агентства «АВТОСТАТ», немецкий бренд занимает 4% от всего автопарка легковушек в нашей стране – 1,8 млн из 45 млн. До отечественной «Лады» с 13 млн авто, конечно, далеко, но, например, это больше доли Ford (1,7 млн) и в целом шестой показатель по стране после Toyota (4,3 млн), Kia (2,7 млн), Hyundai (2,3 млн) и Nissan (2,1 млн).

Шикарный модельный ряд, скромный ценовой диапазон и немецкое качество

Автомобили Volkswagen не только отличаются невысокой себестоимостью, но ещё представлены в широком диапазоне. В модельном ряде «Фольца» есть все типы легковых машин: хэтчбеки, седаны, универсалы, кроссоверы, внедорожники, минивэны, пикапы, фургоны.

При этом, опять же, разброс цен в модельном ряде достаточно адекватный: от 550 тыс. руб. до 7,5 млн руб. на российском рынке. Просто сравните с низшей и высшей планками другой немецкой марки BMW – от 1,4 млн до 28 млн! Отсюда и повсеместная коммерческая эксплуатация: в такси, каршеринге, службах доставки еды, продуктов, посылок и т. д.

Отдельно, безусловно, нужно отметить знаменитое немецкое качество, которое от доступной цены Volkswagen никак не зависит. Немцы очень скрупулёзно подходят к сборке машин и уделяют внимание каждой детали. Поэтому перед дальней дорогой можно не беспокоиться за надёжность, как и за расход горючего. Седан Polo, например, расходует скромные 6,6 л на 100 км, а дизельный Touareg – 7,1 л/100 км, что очень даже неплохо при 3-литровом моторе мощностью 249 л. с. Да и на электромобиле модели ID 5 можно проехать на одном заряде до 520 км.

Пик популярности Volkswagen в России

Доступная цена, надёжность и качество, экономичное потребление горючего/электричества – что ещё нужно водителю от машины? Пожалуй, ничего. Вот, пожалуй, и весь секрет успеха немецкой марки.

Своего пика популярности в России VW достиг в 2010-х, когда неоднократно возглавлял рейтинги продаж новых и поддержанных европейских машин. В отдельные года объём продаж приближался к планке 200 тысяч автомобилей в год: 180 863 единиц в 2012-м и 172 162 в 2013-м. Суммарно за прошлое десятилетие в России было продано 1 млн 177 тыс. машин немецкого производителя.

Какой будет статистика за 2020-е? Ох, достичь бы хотя половины от предыдущего показателя.

Что ждёт Volkswagen в текущих реалиях?

Учитывая сложную политическую обстановку и продажу всех своих активов в России, включая завод в Калуге, Volkswagen вряд ли надолго задержится в лидерах российского авторынка. Да, дилерские и сервисные центры немецкого концерна продолжают работать. Однако в среднесрочной перспективе популярность немецкой марки в России будет падать всё ниже. И, увы, этот процесс необратим – по крайней мере, в нынешних реалиях.

Из-за нестабильного курса рубля и сложностей в логистике цены на машины и комплектующие растут, а вместе с этим теряется привлекательность продукции Volkswagen. Одновременно недорогие и качественные китайские бренды стремительно занимают нишу на российском автомобильном рынке: продажи новых Chery за последние 12 месяцев взлетели на 262%, Haval – на 225%, а Exceed – и вовсе на 269%! Отечественная «Лада» за год продала на 94% машин больше, чем в 2022-м.

Насколько упала продаваемость новых машин VW в России? Не поверите, на 93,5%! Печально, обидно, грустно – марка ведь хорошая. Но что тут сделаешь?

Теги: Население Общество Бизнес Цены Экономика

Статьи и новости по теме: