За последнюю неделю беспилотники несколько раз атаковали нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в разных регионах России. Некоторые предприятия временно прекратили работу. Биржевые цены на топливо уже отреагировали и поползли вверх. Грозит ли нам новый кризис?
В ночь на 16 марта БПЛА атаковали нефтеперерабатывающий завод в Сызрани и Новокуйбышевский НПЗ. 12 марта дрон попал в одну из установок по переработке нефти НПЗ «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» под Нижним Новгородом. Начался пожар. В ту же ночь беспилотник врезался в нефтехранилище топливно-энергетического комплекса в Орловской области. На следующий день, 13 марта, из-за атаки дронов загорелся нефтезавод в Рязанской области. Затем ещё несколько беспилотников рухнули на территорию Новошахтинского завода нефтепродуктов в Ростовской области. И это только за одну неделю. С начала года было уже более десятка ударов.
Из-за действий БПЛА, Россия потеряла до 12% нефтеперерабатывающих мощностей, пишет Bloomberg.
В результате биржевые цены на бензин и дизтопливо (ДТ) резко пошли вверх. Если в начале недели (11 марта) АИ-95 марки «Премиум» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоил 58 700 рублей за тонну, то к концу недели (15 марта) цены выросли до 62 700 рублей. Для сравнения, в начале года цена составляла 42 000 рублей.
Дизтопливо за неделю подорожало с 60 000 рублей до 63 900. В начале года ДТ стоило 51 300 рублей.
Тем не менее на заправках изменений пока не произошло. Дело в том, что по негласной договорённости между властями и продавцами, цены на топливо не могут расти выше инфляции. Но от этого не легче, если топливный кризис продолжит нарастать, то АЗС станут убыточными и вообще прекратят продажу. Такое уже встречалось в некоторых местах осенью прошлого года, когда чуть было не возник очередной дефицит горючего.
Тогда власти экстренно предприняли ряд мер, которые успокоили рынок. В частности, экспортёрам вернули прежние условия, которые стимулировали их не продавать всё топливо за границу, но и что-то оставлять внутри страны. На бирже стали продавать больше топлива, что позволило закупаться АЗС по рыночным ценам. Увеличили пошлины на экспорт топлива для тех, кто сам его не производит и т. п.
С 1 марта действует новая мера — запрет на экспорт бензина. Исключения сделаны лишь для стран ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия), а также Монголии, Узбекистана, Абхазии и Южной Осетии.
Поэтому власти заверяют, что причин для беспокойства нет. По данным Минэнерго, в стране достаточное количество запасов топлива и его дефицита не будет, а значит, и риски роста розничных цен отсутствуют.
Пока не ясно. Дело в том, что в апреле—мае у сельхозработников начинается посевная. Потребуется много дизеля. Кроме того, весной многие НПЗ, как правило, останавливают работу из-за планового ремонта. Наконец, ближе к лету увеличивается потребность в бензине из-за начала туристического сезона. Люди начинают чаще ездить на машинах.
Как отмечает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, с ДТ проблем быть не должно — его производится примерно в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынке, пишет NGS.ru. Поэтому власти просто снизят объёмы экспорта при необходимости.
Но с бензином всё сложнее. Его производят примерно столько же, сколько потребляется, а запрет на экспорт и без того уже действует. В крайнем случае с нефтепереработкой могут помочь белорусские НПЗ, а власти должны будут усилить защиту стратегических объектов, считает эксперт.
Тем не менее давайте вспомним, что осенью тонна 95-го на бирже стоила 76 000 рублей, но цены на столичных заправках не превышали 62 рублей за литр. Сейчас максимум 58,5 рубля при биржевой в 62 700 рублей.