Цены растут, и это видят все, кто ходит по магазинам. Некоторые товары подорожали и на 20%, и даже на 50%. Но Росстат, а вместе с ним Банк России и правительство, говорят, что инфляция составляет всего 9%. Можно ли сделать так, чтобы ощущения людей и статистика совпадали?
По данным Росстата, инфляция с 1 января по 9 декабря 2024 года — 8,76%. Это накопленный с начала года рост цен. Годовая инфляция в ноябре была чуть больше — 8,88%.
Откуда эти цифры, спрашивают люди, которые наблюдают воочию, как растут цены. Каждую неделю какой-нибудь товар дорожает и точно не на 9%. По разным оценкам, настоящая инфляция достигает 15%. Некоторые граждане, подсчитав свои расходы, говорят, что цены выросли на 40%.
Для начала надо понимать, что существует официальная и личная инфляция. Различия между ними огромны:
1. Разница заключается в том, что официальный рост цен рассчитывается по определённому списку товаров, часть из которых может вообще не входить в личную инфляцию. К примеру, в расчёты Росстата включены поездки за границу. В личной инфляции большинства пенсионеров таковых нет.
2. Другой момент — у каждого товара и услуги, за которыми следит ведомство, своя доля в инфляции. Она рассчитана, опять-таки, на среднем потреблении. Вот такого среднестатистического человека днём с огнём не сыщешь. У каждого из нас собственная структура потребления. Одни чаще покупают импортные товары, и у него инфляция выше, так как рубль в очередной раз обвалился. Другие предпочитают отечественные товары, которые дорожают медленнее, а значит, и рост цен будет ниже.
В целом, как считает бывший замминистра финансов и замглавы Банка России Сергей Алексашенко (признан иноагентом), абсолютные цифры для оценки ситуации в экономике не столь важны. Главное — динамика. Данные Росстата показывают, что рост цен ускоряется. В 2023 году инфляция была 7,42%, за неполный 2024 год — 8,76%.
Однако людям важен именно абсолютный показатель, от которого зависит индексация пенсий и пособий на детей. Она ежегодно оказывается ниже настоящей инфляции, а значит, люди постоянно беднеют. Но власти почему-то об этом не думают, или не хотят думать.