Последние годы Центробанк всё больше заботится о том, чтобы условия по банковским продуктам были максимально понятны людям. Сначала регулятор разобрался с кредитами, теперь взялся за вклады. Какие уловки используют банки, как не оказаться обманутым и будут ли ужесточены законы?
Центробанк всё видит. Фото: «Выберу.ру»
Ставки по депозитам снижаются, а банки продолжают конкурировать за деньги вкладчиков. Радио, телевидение, приложения в телефоне, интернет, обзвоны — всё призывает людей открывать депозиты. При этом в рекламе сообщается максимальный процент, а вот то, как его получить, надо изучить самостоятельно в тарифах и правилах оформления вклада.
Тот, кто недостаточно хорошо разобрался в условиях и получил доход меньше, чем ожидал, жалуется в Центробанк. О самых распространённых уловках пресс-служба регулятора рассказала «Известиям».
Акцент на максимально возможной ставке по вкладу. Чаще в рекламе подчёркивают именно высокую доходность. Однако условия могут быть разными. Процент может изменяться в течение срока депозита, самая высокая ставка может действовать только для новых клиентов и т. д.
Завышенные показатели в калькуляторах доходности на сайтах и в приложениях банков. Человек вводит исходную сумму, срок, определяется с возможностью снятия и пополнения — казалось бы, вводит все параметры согласно тем условиям, которые его интересуют. Но на страничке калькулятора почему-то автоматически проставлены галочки, где клиент якобы подтверждает, что получает зарплату в этом банке, открывает депозит онлайн и т. д. Если потенциальный вкладчик не заметит неактуальные для себя галочки и не снимет их, калькулятор покажет завышенную доходность.
Доходность вместо ставки. На сайтах банков или в рекламе вместо ставки по депозиту иногда указывают доходность. Доходность может быть выше, чем ставка, если не снимать со счёта ежемесячно начисляемые проценты.
ЦБ призвал банки показывать условия по вкладам максимально чётко и честно, чтобы исключить любое недопонимание у клиентов. Пока это только рекомендации, но если банки их проигнорируют, советы станут предписаниями. Замруководителя антимонопольной службы Карина Таукенова утверждает, что ФАС совместно с Центробанком уже разрабатывает требования к рекламе депозитов.
Сейчас уловки банков не идут вразрез с законом, поэтому реклама остаётся не совсем прозрачной. Чтобы не попасться на уловки, изучайте все условия депозитов. Удобно делать это в нашем специальном разделе.