Бывало ли у вас такое, что вы покупали билет, приезжали в аэропорт, приходили на регистрацию и никуда не улетали из-за того, что не поместились в самолёт? Поздравляем, вас овербукнули — продали билет на уже занятое место. Скоро подобные ситуации могут участиться, и вот почему.
Компания «Аэрофлот» предложила Минтрансу концепцию изменений в Воздушный кодекс РФ, касающуюся практики овербукинга. План представили в феврале 2025 года в рамках обсуждения мер по защите прав авиапассажиров, следует из документа в распоряжении «РИА Новостей» за подписью замглавы Минтранса Владимира Потешкина:
ПАО «Аэрофлот» представлена концепция изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации по вопросу овербукинга, которая заключается в следующем: предоставление пассажиру права заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки на условиях овербукинга, предусматривающих право перевозчика изменить условия перевозки с предоставлением пассажиру компенсаций
Если проще, то «Аэрофлот» желает продавать на рейс столько билетов, сколько захочет. Если вам не досталось места, вы можете поменять билет или отказаться от него. Меняете — положена компенсация, отказываетесь лететь, вам возвращают деньги за билет полностью.
Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта, мировой уровень перепродажи билетов составляет около 3%. В России этот показатель ниже, на уровне 1-2%, но, в отличие от многих других стран, такие ситуации толком не регулируются законами.
С помощью узаконенного овербукинга компании поправить финансовое положение, которое пошатнули пандемия ковида и связанные с СВО санкции. Также напомним, что недавно перевозчикам навязали необходимость делать скидки на перелёты детям, что тоже не прибавило денег на их балансах.
Но отразить в законах само понятие овербукинга и расписать, как и кто в этом случае должен действовать — это важный шаг вперёд. Ситуации с перепродажей билетов случаются довольно часто, и авиакомпании действуют в них по-разному. Ожидается, что окончательный вариант законопроекта будет готов к весенней сессии Государственной Думы.