Кто хоть раз проходил этап замены лифта, понимает, насколько этот период тяжёл для жильцов. Примерно два-три месяца он не работает, в шахте дома постоянно идут шумные работы, и всем жителям приходится с тяжелыми сумками день ото дня ходить по лестнице пешком. Ресурс каждого лифта не бесконечен. Каждый пятый лифт в РФ требует замены, и именно это собирались сделать власти до 2025 года. Нехватка денег заставила отложить завершение программы на 5 лет, а теперь и эти сроки вызывают сомнения. Означает ли это, что лифты старше 25 лет в домах попросту остановят, и «счастливым» жителям вообще придётся ходить наверх пешком не два-три месяца, а всегда? Ведь таких домов – большинство в центральной России.
Нормативный срок службы лифта – 25 лет. Это значит, что по техническим характеристикам он обязан проработать именно такой долгий период. После этого его следует менять. С учётом этих норм собираются статистические данные, формируются программы по замене.
У Ростехнадзора есть информация о том, что в России уже нужно менять более 595 000 лифтов. Каждый пятый подъёмный механизм работает за порогом своего «пенсионного возраста», а это – 121 000 штук.
Больше всего старых лифтов – в центральной части России. Из них наибольшее количество подъёмников на замену в:
В рамках Таможенного союза Россия обязалась обновить у себя все лифты старше 25 лет до 2025 года. Финансировать замену планировали за счёт региональных программ капремонта.
Во всех регионах деньги на эти цели собирает фонд капитального ремонта. Каждый собственник квартиры обязан платить взносы на капремонт (ст. 154 Жилищного кодекса РФ). Освобождаются от этих трат только жители домов (ст. 169 ЖК РФ):
Все остальные собственники обязаны платить взносы на капремонт. За счёт них и планируют ремонтировать кровли, менять трубы и лифты в домах, то есть всё то, что подпадает под общее имущество дома и носит капитальный характер.
Стоит отметить, что тарифы в каждом субъекте РФ неодинаковы, поскольку устанавливаются региональными властями. Так, тарифы по России могут различаться в два раза за квадратный метр (взята случайная выборка):
Получается, что за обычную «трёшку» в 68 квадратов екатеринбуржцы платят по 1 188,64 рублей в месяц, а москвичи – и вовсе 2 016,88 рублей.
Несмотря на такие цифры, денег в фондах капремонта не хватает. В 2024 году на замену одного подъёмника с учётом работы нужно было закладывать 3 млн рублей, в 2025 году из-за роста запчастей эта цифра ещё больше увеличится. Собственных средств за счёт взносов жильцов хватает на замену механизмов только в регионах с высокими тарифами. В более бедных областях тарифы поднять не могут, так как население их и так с трудом платит.
Получается, что люди платят взносы, рассчитывая, что домовое оборудование будет ремонтироваться вовремя. Программы строятся на основе нормативов, но цели не достигаются.
Запланированной замене лифтов до 2025 года не суждено сбыться. Первоначально все лифты, которые уже отработали свой нормативный срок, планировали заменить до 15 февраля 2025 года. Но теперь срок отодвинули до 2030 года. За это время выйдут из строя по возрасту ещё 120 000 – 140 000 лифтов (подсчёты у Ростехнадзора и Минстроя почему-то разные).
Причина отсрочки – нехватка денег. Цены растут, и каждый год на плановую замену подъёмников нужно всё больше средств. Траты увеличиваются год от года. Сравните цифры: в 2022 – закладывали 30,2 млрд рублей, а в 2023 – уже 75,5 млрд рублей.
Тем не менее, использовать лифты вечно не получится. Плановую замену на какое-то время можно заменить профилактикой, мелким ремонтом. Но менять-то всё равно придётся. Взять и отключить опасные лифты – не выход.
Власти пока предлагают растянуть по времени программы замены лифтового оборудования. Затем они также хотят рассмотреть возможность субсидирования программ за счёт федерального бюджета. Ну и, конечно, постепенно повышать тарифы на капремонт.