Отказ принятия банковской гарантии заказчиком: какие могут быть причины и что предпринять

03 октября 2024 01:01
666
Ольга Касьянова

Большая часть госконтрактов требует от исполнителей подтверждения добросовестности, в том числе финансового обеспечения. Выводить собственные средства из оборота не всегда выгодно. Альтернативой становится банковская гарантия, которую предоставляет поставщик товаров и услуг. Разберёмся, может ли заказчик её не принять, по каким причинам. Рассмотрим, что делать поставщику в случае отказа в принятии независимой гарантии, куда заказчик включает информацию об этом. А также выясним, к каким последствиям приводит прекращение банковской гарантии.

Содержание статьи

Что такое банковская гарантия

Банковская гарантия (БГ) чаще всего нужна для участия в закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ, для таможенных операций и упрощённого возврата НДС. Понятие банковской гарантии закреплено в ст. 368 ГК РФ. Это документ, который исполнитель предоставляет заказчику в качестве финансового обеспечения, например, при заключении госконтракта.

Если исполнитель не выполняет условий сделки, то по его обязательствам перед бенефициаром (заказчиком) отвечает гарант. Им могут выступать только кредитные организации, которые входят в соответствующие реестры. Например, в перечень на сайте Минфина – для закупок по 44-ФЗ.

Гарантия выдаётся в письменной форме, в виде бумажного или электронного документа на бланке финансовой организации. В ней обязательно указывают:

Исполнитель по гарантии может рассчитывать на получение выгодного контракта. Заказчикам она необходима для защиты от рисков в госзакупках, чтобы исполнитель не мог:

Частые причины для отказа в принятии банковской гарантии

После того как исполнитель выиграл тендер и получил контракт, он предоставляет заказчику гарантию. Если она не устраивает бенефициара, в течение трёх дней он должен уведомить об этом поставщика в электронном или письменном виде. Отказ от гарантии должен содержать обоснование. Причинами могут стать ошибки в документе:

Помимо неправильного оформления, есть и более серьёзные основания для отказа:

Обязательные действия поставщика в случае отказа

При отказе принятия независимой гарантии заказчик уведомляет поставщика и включает информацию об этом в реестр ЕИС. В зависимости от причин отказа исполнитель должен сделать следующее:

  1. Исправить ошибки и уточнить условия в документе, подготовить новый бланк гарантии этого же банка. Если исправления невозможны, предоставить гарантию от другой финансовой организации.
  2. Приобрести новую гарантию в другом банке, если у предыдущего отозвали лицензию.
  3. Предоставить обеспечение собственными средствами.

Всё это необходимо сделать, если причины для отказа объективны и исполнитель с ними согласен. Принципал может повторно предоставить гарантию, пока продолжается приём заявок. В этом случае он получит контракт.

Если исполнитель не согласен с отказом, например, при отсутствии весомых обоснований, то, согласно ч. 8 ст. 45, главе 6, ч. 12 ст. 31 закона № 44-ФЗ, у него есть право оспорить решение заказчика в суде.

Какие могут быть последствия

Нельзя отказаться от контракта, если заказчик не принял гарантию, потому что для поставщика при расторжении наступают неприятные последствия:

То есть исполнитель теряет контракт, получает финансовые убытки и репутационный ущерб. Он на 2 года лишается возможности участвовать в тендерах на госзакупки из-за того, что будет находиться в списках РНП и не сможет подтвердить свою добросовестность по ФЗ−44.

Тщательно подходите к оформлению банковской гарантии, чтобы не попасть в реестр. Внимательно изучайте условия, которые требует заказчик, проверяйте лицензию у банков, а также разрешение выдавать гарантии. Деньги можно заработать, а вот потерянную репутацию вернуть намного сложнее.

Теги: Бизнес Партнерство

Статьи и новости по теме: