ОКВЭД для маркетплейсов выбирают в двух случаях: бизнес только регистрируют или планируют заняться дополнительным видом деятельности. Единого набора кодов для любой онлайн-торговли не существует. Основной – есть, но выбор дополнительных зависит от наличия доставки, офлайн-магазинов, ПВЗ, категории товаров. Расскажем, какой ОКВЭД нужен для торговли на Wildberries, Ozon и других маркетплейсах.
ОКВЭД – в аббревиатуре зашифрованы коды, по которым можно понять, чем занимается бизнес. Все они собраны в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) и используются предпринимателями и юрлицами. Коды представляют собой набор цифр, в которых зашифрованы типы экономической деятельности бизнеса. Выбрать их нужно в тот момент, когда компания регистрируется.
Различные направления деятельности собраны в классификаторе в отдельные разделы, внутри которых есть подразделы. Разделы определяют основные коды, например, розничной торговли соответствуют классы 45 и 47. Но в классе 47 есть подразделы – 47.7 для реализации товаров в специализированных магазинах, а 47.9 – для продажи товаров в обычных торговых точках.
В РФ присвоение кодов обязательно для всех ИП и организаций. Освобождены от выбора ОКВЭД только самозанятые. В процессе работы компании могут добавлять новые коды, когда планируют заняться иной деятельностью.
С помощью кодов ФНС определяет ставку налогообложения, Росстат собирает статистику, банки обрабатывают информацию о клиенте. Проверить ОКВЭД могут контрагенты перед началом сотрудничества.
Основной код для продавцов на маркетплейсах – 47.91, расшифровка ОКВЭД – «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет». У него четыре подраздела:
Подавать отдельное заявление и оговаривать подразделы основного кода не нужно. Они не указываются, но применяются автоматически, если выбран ОКВЭД 47.91. Соответственно, если интернет-магазин решит продавать товары не только на маркетплейсе, но и через интернет-аукцион, нарушений и штрафов не будет.
Дополнительные коды нужно заполнить, чтобы иметь ОКВЭД «на все случаи жизни». Они не отражают основной тип деятельности, но могут пригодиться, если вы, например, решите расширить перечень вариантов доставки. Также они необходимы тому бизнесу, который ведёт несколько типов деятельности, но основную часть выручки получает от одного, а от других направлений – небольшой доход.
Кроме основных кодов, желательно сразу выбрать дополнительные. Их набор зависит от особенностей онлайн-продаж:
Дополнительные коды ОКВЭД для торговли на маркетплейсах можно указать и для категорий товаров, с которыми планируете работать. Это может понадобиться в случае, если будете продавать офлайн или через собственный интернет-магазин. Например, для одежды это будет код 47.71, если в ассортименте есть домашний текстиль – 47.51.
Чтобы правильно выбрать ОКВЭД для продажи на маркетплейсах:
Обязательно указывайте коды минимум с четырьмя пунктами, если их пять или шесть. Это позволит детально описать коммерческую деятельность. Множество кодов не обязывают предпринимателя или компанию вести бизнес по каждому из них – можно указать несколько ОКВЭД про запас.
При регистрации компания или ИП подают документы, в том числе заявление. В нём есть раздел, где необходимо прописать выбранные коды. Основное требование – указать не менее четырёх цифровых знаков каждого ОКВЭД:
Заявление заполняется в специальной форме № Р21001. Её же используют, если в процессе работы бизнес решит добавить новые коды. Заполнять нужно титульный лист, лист Е и первую страницу листа Д.
Изменить основной и дополнительные ОКВЭД можно в любой момент после регистрации бизнеса. После этого вносятся изменения в ЕГРИП/ЕГРЮЛ, также могут поменяться ставка налога, формы и количество отчётности и др.
В каких случаях требуется изменение информации о кодах:
Подать заявление нужно в срок не более 3 дней с момента, когда бизнес начал вести деятельность по коду, не указанному в ЕГРИП/ЕГРЮЛ. Но внесение изменений возможно и заранее – до заключения первого договора в новой сфере. Главное – сообщить государству о том, что вы будете заниматься чем-то новым.
Чтобы соблюсти все требования, код нужно менять вовремя. Это можно сделать в режиме онлайн:
Также можно подать заявление в налоговую лично:
На проверку даётся не более 5 суток. ФНС должна внести изменения в ЕГРИП/ЕГРЮЛ или уведомить заявителя об отказе. Срок увеличится, если заявление направляется почтовым письмом.
Согласно статье 14.25 КоАП РФ, ответственность наступает, если код выбран неправильно и не соответствует тому, чем в реальности занимается бизнес. Если работать по неуказанному ОКВЭД, деятельность всё равно будет считаться законной, но можно:
Выбор ОКВЭД ИП для маркетплейсов – важный этап работы компании. От его соответствия зависят ставка налога, возможность получать льготы от государства и в целом работать законно. Чтобы избежать ограничений и штрафов, необходимо при регистрации выбирать как можно больше кодов, которые могут понадобиться. В случае неправильного выбора следует подать заявление в ФНС на внесение изменений в ЕГРИП/ЕГРЮЛ.