Подбор ОКВЭД для розничной торговли продуктами питания зависит не только от типа бизнеса, но и от ассортимента. Есть коды для торговых точек, которые предлагают большой выбор: продукты, напитки, табачные изделия. Для магазинов с одним или двумя направлениями продаж предусмотрены отдельные коды в зависимости от специализации. При регистрации компании важно выбрать как минимум один основной и несколько дополнительных, в том числе на случай, если планируете расширять ассортимент. Расскажем, как выбрать ОКВЭД для торговли продуктами питания.
ОКВЭД – классификатор, в котором собраны коды, указывающие на вид деятельности компании или предпринимателя. Выбираются в момент регистрации, но если после этого бизнес меняет основной род деятельности или ведёт параллельную, необходимо сообщить ФНС о добавлении новых кодов.
С помощью кодов из общероссийского классификатора государство анализирует и ведёт учёт работы компаний. Например, налоговики следят за тем, чтобы ИП или юрлица занимались тем, что выбрали при регистрации, и правильно рассчитывали налоги. Также они нужны для Росстата, чтобы вести статистику по отраслям в разных регионах.
Коды присваивают любому бизнесу вне зависимости от того, чем он занимается. Например, ОКВЭД для продажи продуктов питания в розницу нужен супермаркетам, небольшим продуктовым магазинам с широким ассортиментом товаров, а также специализированным торговым точкам, например, кондитерским, где продаётся только выпечка. Выбрать ОКВЭД обязаны те компании, которые занимаются и розничными, и оптовыми продажами – формат реализации товаров не имеет значения.
Подобрать код можно самостоятельно из справочника. В нём есть разделы, которые соответствуют основному направлению деятельности компании, а также классы и подклассы для детальной расшифровки направления работы бизнеса. При регистрации подобрать нужно как минимум один основной код и несколько дополнительных – их количество не ограничено, поэтому можно указывать про запас, например, если решите расширять торговую сеть.
Основной ОКВЭД для торговли фруктами и овощами, мясом, хлебобулочными изделиями, молочной продукцией, полуфабрикатами и другими продуктами питания – 47 («Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами»). Сюда входят различные направления деятельности:
Дополнительные коды выбирают в соответствии с классами и подклассами, которых в этом разделе 99.
Актуальные дополнительные коды, например, ОКВЭД для торговли мясом, выбирают в соответствии с классами:
Классы | Расшифровка |
47.1 | Продажа товаров через неспециализированные магазины, в основном речь о супермаркетах и продуктовых магазинах с большим ассортиментом: продуктами питания, напитками, табачными изделиями, замороженными продуктами. |
47.2 | Продажа табачных изделий, напитков, пищевых продуктов через специализированные магазины – фруктов, овощей, консервов, орехов, мяса и продуктов из них, рыбы, хлеба, хлебобулочных, кондитерских изделий и др. |
Из этих классов выбирают подклассы, которые соответствуют типу хозяйственной деятельности, например, если в магазине в основном будут продаваться непродовольственные товары, код 47.19.1. Для универсамов с общим ассортиментом выбирают 47.19.2. Для овощных магазинов, которые специализируются на продаже свежих овощей, фруктов, орехов и картофеля, нужен код 47.21.1.
Если планируете продавать продукты питания оптом, в качестве основного выбирайте код 46.3 – «Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями». В нём также исключается возможность продажи мотоциклов и автотранспортных средств.
Дополнительные нужно указать в соответствии со сферой деятельности, например:
Также есть отдельные дополнительные коды для торговли мясом, молочной продукцией, яйцами – все они входят в раздел 46 и класс 3.
Основной код определяет тип деятельности бизнеса. Его указывают в документах, используют для сбора и обработки статистических данных, он нужен и организациям, и предпринимателям. От такого ОКВЭД идёт основная выручка бизнеса. По нему определят, к какой отрасли экономики относится компания, рассчитают взносы на травматизм, ставки налогов, приоритетность отрасли при обращении за льготным кредитом.
Дополнительные коды – это то, чем, помимо основной деятельности, занимается или планирует заняться компания. Они состоят из четырёх и более цифр. Работать по ним не обязательно, но если компания осуществляет какую-либо хозяйственную деятельность без заранее выбранного кода, может получить штраф до 10 тыс. руб.
Изменение кода означает, что меняется информация в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Сделать это можно путём подачи заявления в ФНС:
Могут потребоваться дополнительные документы. Например, если параллельно вместе с кодами вносятся изменения в устав, кроме него, нужно предоставить:
Срок добавления новых кодов – до 5 дней. После этого желательно взять новую выписку из ЕГРИП/ЕГРЮЛ, а если вносились изменения в устав, то забрать свой экземпляр с отметкой налоговиков.
Бизнес с другим кодом ОКВЭД не становится незаконным автоматически, но могут быть претензии со стороны ФНС, ограничения при получении государственной поддержки, проблемы с банками и контрагентами. Также предусмотрены штрафы. Если работать без нужного кода – 5–10 тыс. руб. Чаще всего этот факт обнаруживается при камеральной или выездной проверке.
Кроме того, установлен срок для добавления кодов. Если открыли новое направление и не имеете нужного кода для работы, есть неделя, чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Стандартно срок отсчитывается с момента заключения первой сделки по новому коду.