Перед тем как начать работать с исполнителем, бизнесу нужно провести проверку самозанятого. В противном случае сотрудничество может обернуться лишними разбирательствами с налоговой и дополнительными затратами. Расскажем, как проверить самозанятого по ИНН на сайте налоговой и другими способами.
Бизнес всё активнее сотрудничает с самозанятыми: таких работников не нужно оформлять в штат, поэтому можно сэкономить на обязательных отчислениях в бюджет. Но при работе с этой категорией налогоплательщиков лучше перестраховаться и проверить, действует ли их статус.
Самозанятого могут снять с учёта при превышении установленного лимита доходов или по решению суда. Кроме того, он может умышленно вводить работодателя в заблуждение, чтобы получать заказы.
Для нанимателя это грозит серьёзными последствиями:
Чтобы не доводить до таких мер, лучше заранее самостоятельно проверить статус самозанятого.
Самый быстрый способ узнать, зарегистрирован ли человек как плательщик налога на профессиональный доход (НПД), — получить данные у ФНС. Проверка на самозанятость по ИНН на сайте налоговой происходит следующим образом:
После этого система предоставит нужную информацию. Услуга бесплатная. Для использования сервиса не требуется регистрация или авторизация в личном кабинете.
Если вы не знаете ИНН будущего сотрудника, эту информацию также можно получить на портале налоговой службы. Для этого понадобится указать ФИО проверяемого, его дату рождения, паспортные данные. Такие сведения — обязательные при заключении договора с самозанятым.
Если вы не можете проверить статус самозанятого по ИНН, можно воспользоваться другим способом — запросить у работника подтверждающую справку. Плательщики НПД могут получить две справки: КНД 1122035 и КНД 1122036.
Этот документ содержит данные о дате постановки на учёт и дате снятия с учёта. Если второй столбик пустой, то физическое лицо находится в реестре самозанятых.
Справку нужно запросить у работника. Она формируется в личном кабинете налогоплательщика или в приложении «Мой налог».
Эта справка содержит данные о доходе человека с разбивкой по месяцам. Также в ней отражаются сведения о начисленном и уплаченном налоге, наличии задолженности по налоговым обязательствам.
Такой документ обычно не используют, чтобы проверить самозанятость. Он нужен кредитным учреждениям для оценки платёжеспособности потенциального заёмщика.
Если организация хочет убедиться в благонадёжности потенциального исполнителя, она может произвести дополнительные проверки. Что можно узнать:
Также можно обратиться в специализированные организации, которые занимаются проверкой контрагентов. Их услуги предоставляются платно, но позволяют сразу же получить все нужные сведения.
Если в результате проверки статус подтвердился, можно не волноваться и начинать работу с исполнителем. Если этого не произошло, всё зависит от того, оформлен сотрудник как индивидуальный предприниматель (ИП) или нет.
Работа с предпринимателями — нормальная практика для компаний. В случае такого сотрудничества всю ответственность по оплате налогов и обязательных платежей несёт ИП.
Сотрудничество с физическим лицом налоговая может расценить как трудовые отношения. В такой ситуации организации доначислят налоги и обяжут оплатить взносы в обязательные фонды. Плюс ко всему — выставят штраф за неуплату. Последний составляет 20% от величины налоговых обязательств, если наниматель не знал об отсутствии статуса, и 40% — если умышленно не производил выплаты.
Лишиться статуса плательщика НПД можно по принуждению или по своей воле. Первый вариант может произойти, если самозанятый:
При любых нарушениях законодательства и несоответствии установленным критериям самозанятого могут лишить такого статуса. Это может иметь последствия и для его нанимателей.
Чтобы обезопасить себя от непредвиденных ситуаций, наниматель может прописать соответствующие пункты в договоре о сотрудничестве.
В договоре стоит указать, что при снятии с налогового учёта и исключении из реестра самозанятых сотрудник должен проинформировать об этом работодателя в течение 3–5 дней. В противном случае он должен выплатить неустойку и компенсировать понесённые компанией убытки.
Помимо этого, в документ нужно вставить пункт об ответственности исполнителя в случае невыдачи чека. Исключить этот риск можно при помощи взаимодействия с сотрудником через специальные электронные платформы, которые позволяют создавать чеки автоматически после осуществления выплаты.