Аффилированность, простыми словами, – это связь между предпринимателями или организациями, в результате которой одно лицо или компания может влиять на решения других. Взаимоотношения могут быть разными: несколько фирм под управлением одного директора, существенное участие в уставном капитале, заказ товаров и услуг ИП у поставщиков-родственников. Сделки с такими контрагентами нужно заключать после комплексной проверки, иначе велик риск привлечь внимание ФНС, ФАС и других государственных служб. Расскажем подробнее про аффилированные компании – что это значит, какие виды бывают и где проверить контрагента.
Термин аффилированность расшифровывает статья 53.2 ГК РФ. В ней сказано, что аффилированными считаются отношения, когда правовые последствия зависят от наличия между компаниями и физлицами «связанности». Ещё одна трактовка, более ранняя, есть в законе РСФСР № 948−1 – он точнее описывает, что такое аффилированные лица: ими могут быть и юридические, и физические лица, которые напрямую влияют на деятельность компаний и ИП, либо это влияние взаимное.
Совместное ведение хозяйственной деятельности аффилированными лицами не запрещено, но оно должно быть в рамках антимонопольного и антикоррупционного законодательств. Кроме того, такие участники не должны скрывать связанность друг с другом от контрагентов.
К аффилированным лицам для компаний и организаций относятся:
Если компания – участник финансово-промышленной группы, аффилированными лицами считаются также члены совета директоров этой группы и лица, осуществляющие их полномочия.
Предприниматели ведут бизнес в статусе физлиц. Их аффилированными лицами выступают:
Понятие «группы лиц» определяет статья 9 закона № 135-ФЗ. Согласно ей, группой называются те физлица и компании, которые вместе участвуют в хозяйственном обществе и имеют свыше 50% голосов или долю в уставном капитале, в составе компании более 50% исполнительного органа и совета директоров – одни и те же физлица и др.
Признаки аффилированности контрагента:
Это официальные критерии для установления аффилированных лиц, но есть и дополнительные признаки. Например, связанными могут признать те компании, которые зарегистрированы по одному адресу, имеют общий штат персонала, пользуются одинаковыми мощностями, например, офисами или складами. Также подозрения в аффилированности могут быть, если одна компания даёт другой займы, особенно на регулярной основе, у обеих компаний один представитель в госорганах.
Всех аффилированных лиц можно разделить на три большие категории.
Филиалами называют обособленные подразделения компании, выполняющие те же функции в полном объёме или только частично. Они работают не самостоятельно, а по стратегии и с помощью юрлица. Головной офис назначает руководителей, управляет основными процессами. Обычно их открывают, чтобы расширить бизнес, например, запустить новые магазины одной сети в других городах. Обязательное требование при открытии филиала – другой адрес регистрации.
Филиал не является самостоятельным лицом, не участвует в судах как отдельный ответчик, не отвечает по долгам перед кредиторами. У него нет статуса налогоплательщика, поэтому и налоговую ответственность он не несёт. Открыть его имеет право только юрлицо, для ИП это недоступно.
Корпоративные филиалы – яркий пример аффилированного лица. Все действия такой структуры напрямую управляются юрлицом.
В основном этот термин используют в онлайн-торговле. Например, компания реализует товары в своём интернет-магазине. Если эти товары не собственного производства, а заказываются у поставщиков под комиссию, то для этих поставщиков владелец онлайн-магазина будет считаться аффилированным лицом.
Это те же корпоративные филиалы, но открытые в других странах. Все они работают под управлением и прямым влиянием юрлица-основателя, самостоятельные решения принимать не могут, финансируются главной компанией.
Термин «бенефициар» используется в законе 115-ФЗ. Ими могут быть только физлица. Например, это может быть директор, владеющий юрлицом и контролирующий все бизнес-процессы в компании. Бенефициарами признают при наличии хотя бы одного признака:
Аффилированными лицами могут быть физлица, предприятия и организации. Этот термин не связан с «антиотмывочным» законом, а применяется в области общественных отношений.
Термин «взаимосвязанные лица» закрепляется налоговым законодательством. И взаимосвязи эти выявляют именно в процессе налогообложения. Основные признаки согласно ст. 105.1 НК РФ:
Взаимозависимость можно рассматривать как одну из разновидностей аффилированности, но используется она только в сфере налогообложения, а не в гражданской отрасли права. Её используют в рамках определения экономических результатов деятельности компании, а не для выявления степени влияния одного лица на другое при, например, разработке стратегии бизнес-процессов.
Особенности дочерних и зависимых обществ перечислены в статье 6 закона № 14-ФЗ. Материнская организация приобретает компанию или создаёт её с нуля, когда расширяет бизнес – вновь организованное юрлицо и будет дочерней организацией. У неё есть собственная бухгалтерская отчётность, имущество, обязанность отчитываться перед материнской компанией.
Фактически дочерние компании – это отдельный бизнес, но контроль осуществляет материнская организация, а иногда даже отвечает по её долгам. Контрольный пакет акций всегда принадлежит «матери», ей же принимается большинство решений, поэтому прямое влияние налицо. Разница же с аффилированными компаниями в том, что в дочерней доля головной компании составляет минимум 50%, а для аффилированных этот порог – от 20%.
Реестр представляет собой список аффилированных лиц (физических и юридических), которые могут повлиять на бизнес-процессы организации и предпринимателя. С его помощью государственные органы минимизируют риски ухода бизнеса в тень, предотвращают монополизацию рынка, контролируют работу компаний.
Составляются списки и для внутреннего пользования – например, чтобы предотвратить поглощение одной компании другой, для всех участников и акционеров юрлица компания может формировать такие реестры. А ещё их используют в рамках проверки контрагентов перед заключением сделок.
Основные сведения в реестре:
Введение реестра – не желание, а обязанность бизнеса. Согласно статье 93 закона № 208-ФЗ, каждое общество должно составлять реестр своих аффилированных лиц и отчитываться по ним. Требование распространяется на ПАО, ООО, унитарные предприятия. Но нужно это и самим компаниям, например, с помощью ведения такого реестра можно показать благонадёжность потенциальному контрагенту, зарекомендовать себя с лучшей стороны у инвесторов.
Реестр нужно правильно составить и размещать в свободном доступе дважды в год – в январе и июле. Информация хранится 3 года.
Если игнорировать требования закона и не вести реестр или формировать его с нарушениями, компания может получить штраф:
В целом ответственность компании наступает в таких случаях:
Нарушения выявляют антимонопольная и налоговая службы.
Если планируете начать работу с контрагентом или хотите проверить текущего партнёра, важно изучить реестр его аффилированных лиц. Это поможет снизить риски: выявить фирму-однодневку, избежать недружественного поглощения, вовремя заметить признаки фиктивного банкротства.
Для проверки аффилированных лиц будущего партнёра перед заключением договора можно использовать специальные онлайн-сервисы, например:
Некоторые сервисы работают платно, но предлагают бесплатный пробный период. Нередко требуется предварительная регистрация.
С помощью выписки из ЕГРЮЛ можно проверить сведения о своей компании или потенциальном партнёре. В ней указывают общедоступные данные, в том числе аффилированные компании. Бумажную выписку можно получить в МФЦ или ФНС, подав запрос лично или почтовым письмом. Электронная оформляется несколькими способами:
Срок действия такой выписки ограничен – данные в открытых базах, откуда поступает информация для её формирования, обновляется ежедневно.
Сделки с участием аффилированных лиц не запрещены и не имеют правовых и административных последствий, однако несут экономические риски. Например, договоры с такими лицами могут оспариваться, чаще всего это происходит в процедуре банкротства, если сделки выглядят фиктивными или невыгодными (продажа активов за бесценок, передача в долгосрочную аренду техники и оборудования в ущерб собственной деятельности и др.).
Если планируете работать с аффилированными компаниями, важно обратить внимание на такие факторы:
Соглашение в обязательном порядке утверждается высшим органом управляющей компании.
Разобравшись с понятием аффилированных организаций, зная, что это такое, вы можете максимально снизить риски для своего бизнеса при работе с такими контрагентами. Можно будет проверить и текущих партнёров, у которых уже в процессе сотрудничества могли появиться аффилированные лица. Это позволит избежать недружественного поглощения, претензий со стороны антимонопольной службы и налоговых органов.