Потребительский рынок находится в постоянном движении. Клиентам предлагается множество товаров и услуг. Чтобы выдерживать конкуренцию, предприниматели должны понимать и учитывать факторы изменения спроса и предложения. Что это такое, расскажем в статье.
Что такое спрос
Спрос в условиях рыночной экономики – это количество товаров и услуг, которые потребитель готов и может приобрести по определённой цене в конкретный промежуток времени.
Закон спроса гласит, что интерес покупателей прямо влияет на стоимость товаров, работ и услуг (ТРУ). Цена товара упадёт, если спрос уменьшится или количество товаров возрастёт. Увеличение спроса же ведёт к удорожанию ТРУ. Оба показателя взаимозависимы. В таблице можно увидеть, какие факторы влияют на спрос главным образом.
Увеличение спроса | Уменьшение спроса |
- рост дохода потребителя;
- ожидание роста цен;
- снижение цен на комплектующие/сопутствующие ТРУ;
- увеличение числа потребителей.
| - снижение дохода потребителя;
- ожидание падения цен;
- рост цен на комплектующие/сопутствующие ТРУ;
- сокращение числа потребителей.
|
Есть и другие показатели, от которых зависит рыночный оборот товаров и услуг. Они делятся на ценовые и неценовые факторы спроса в экономике.
- Ценовые факторы спроса. Чаще всего цена – то, на что в первую очередь обращает внимание клиент, когда принимает решение о покупке. Поэтому основные факторы формирования спроса – ценовые.
К ним относятся:
- Цена ТРУ. Производители могут прямо влиять на структуру потребления, повышая или понижая стоимость собственных ТРУ.
- Цена взаимозаменяемых ТРУ. Это и продукция прямых конкурентов, и аналоги, товары-субституты, которыми можно заместить конкретный продукт.
Пример субститута из советского прошлого – цикорий, который имел сходный с кофе вкус. Этот напиток пользовался популярностью, потому что был дешевле и доступнее дефицитного кофе.
Например, если вырастет стоимость программного обеспечения для конкретной модели ТВ-приставки, то спрос на неё может упасть. Так как ценовая нагрузка на потребителя увеличится, он может рассмотреть варианты с менее затратным ПО.
- Неценовые факторы спроса – это то, что влияет на спрос независимо от стоимости товара. К ним относятся потребительские предпочтения, доходы населения, маркетинговая стратегия и реклама, сезонность, мода и т. д. Далее разберём подробнее неценовые факторы спроса, примеры из разных сфер рынка.
Неценовые факторы спроса
Неценовые факторы – это всё, что может вызвать изменение спроса без учёта стоимости ТРУ:
- Доход потребителя. Он влияет на возможность приобретения тех или иных ТРУ. При росте благосостояния клиенты будут обращать внимание на товары из более высоких ценовых категорий, и наоборот.
- Социально-демографические характеристики целевой аудитории: количество потребителей, возрастные группы, потребности, предпочтения и т. п.
- Доступность комплектующих и сопутствующих товаров.
- Модные тенденции.
- Эффективность рекламы.
- Сезонность.
- Культурные традиции.
- Покупательские ожидания.
- Экономические ожидания: изменения доходов, ключевой ставки, возможные колебания цен и т. п.
Примеры неценовых факторов
Что относится к неценовым факторам спроса и как они влияют на ценовую политику, рассмотрим на примерах.
- Тренд на экологичность и здоровый образ жизни напрямую влияет на стоимость продукции с маркировками «Эко» и «Био». Производители за счёт следования моде и удачной рекламной кампании могут перейти в более высокий ценовой сегмент.
- Спрос на зимнюю обувь и одежду вырастает примерно в октябре. Цены на эти товары повышаются. С января начинаются распродажи – так продавцы подстёгивают покупательский спрос на сезонные предложения.
- Один из самых непредсказуемых факторов – покупательские ожидания. Этот показатель сложно прогнозировать, хотя и возможно. Для этого необходимо использовать глубокую аналитику, в том числе предиктивную – на основе сложных алгоритмов и больших объёмов данных. Она учитывает поведенческие сценарии пользователей и другие факторы, влияющие на изменение спроса. Для подобных исследований часто задействуют технологии искусственного интеллекта.
- Ещё один сложный показатель – экономические ожидания. Примером может послужить пандемия коронавируса, когда многие сферы просели. Предугадать длительный мировой локдаун никто не мог.
Как неценовые факторы спроса влияют на экономику
Ценовые и неценовые факторы спроса в экономике – показатели, которые помогают предугадывать векторы развития рынка в той или иной отрасли. Также можно и спровоцировать подъём конкретных сегментов с помощью влияния на фактор спроса или предложения. Например, снижение ставки по ипотеке на покупку жилья в новостройках привело к покупательскому буму и последующему росту цен на строящееся жильё.
Вывод: спрос на большинство товаров – это эластичная величина. Понимая механизмы его возникновения, можно регулировать рынок ТРУ. Но есть и исключения. Когда серьёзное колебание цены почти не влияет на объёмы, запрашиваемые потребителем, спрос – неэластичный. Это относится к товарам первой необходимости, коммунальным услугам и пр. Например, соль. Даже при удорожании потребители не могут от неё отказаться. На изменение спроса факторы не повлияют.
Как и зачем учитывать неценовые факторы в бизнесе
Предпринимателю необходимо учитывать ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос в экономике. Также важны неценовые факторы предложения – это то, от чего зависит объём выпускаемых ТРУ, кроме прямых затрат на производство.
К неценовым факторам, которые увеличивают предложение товара, относятся:
- уменьшение цен на ресурсы;
- развитие технологий;
- смягчение законов и налоговой политики в отношении предпринимателя;
- рост программ и объёмов господдержки;
- цены на товары конкурентов;
- ожидания производителей;
- рост количества производителей.
Зачем нужно анализировать неценовые факторы, влияющие на спрос, в том числе неценовые факторы производства:
- Запуск нового бизнеса, бренда или продукта.
- Выход на новые рынки, масштабирование.
- Оптимизация производства.
- Расширение продуктовой линейки.
- Привлечение новой аудитории.
Как проанализировать ценовые и неценовые факторы спроса и предложения, можно увидеть в таблице с важными показателями:
Факторы | Что анализировать | Какие показатели учесть |
1. Неценовой фактор спроса | Экономика и рынок | Текущая экономическая ситуация, состояние отрасли, прогнозы экспертов |
Целевая аудитория | Количество, возрастные и гендерные группы и т. п. |
Покупательская способность | Рост или снижение доходов, размер трат в сегменте, эластичность спроса |
2. Неценовой фактор предложения | Ресурсы | Размер затрат на производственные ресурсы. Часто спрос на ресурсы зависит от спроса на выпускаемые ТРУ. |
Конкуренты | Количество конкурентов в сегменте, ценовая политика |
Технологии | Уменьшение издержек производства, как влияют на спрос оптимизация, на выпуск продукта – снижение затрат и пр. |
Это таблица с основными показателями. В неё можно добавить любой ценовой или неценовой фактор спроса и предложения, который окажется важным для конкретного бизнеса. Даже базовый анализ по этой таблице помогает составить представление, какая продукция и в каких объёмах будет востребована, сформировать ценовую политику.
Ценовые и неценовые факторы предложения и спроса дают возможность разработать эффективную стратегию развития бизнеса на любых этапах. Благодаря их анализу предприниматель может не только оперативно подстраиваться под изменения рынка, но и влиять на поведение покупателей и продажи.