Что такое неценовые факторы спроса и как они влияют на экономику

05 марта 2025 16:59
875
Ольга Касьянова

Потребительский рынок находится в постоянном движении. Клиентам предлагается множество товаров и услуг. Чтобы выдерживать конкуренцию, предприниматели должны понимать и учитывать факторы изменения спроса и предложения. Что это такое, расскажем в статье.

Содержание статьи

Что такое спрос

Спрос в условиях рыночной экономики – это количество товаров и услуг, которые потребитель готов и может приобрести по определённой цене в конкретный промежуток времени.

Закон спроса гласит, что интерес покупателей прямо влияет на стоимость товаров, работ и услуг (ТРУ). Цена товара упадёт, если спрос уменьшится или количество товаров возрастёт. Увеличение спроса же ведёт к удорожанию ТРУ. Оба показателя взаимозависимы. В таблице можно увидеть, какие факторы влияют на спрос главным образом.

Увеличение спроса

Уменьшение спроса

  • рост дохода потребителя;
  • ожидание роста цен;
  • снижение цен на комплектующие/сопутствующие ТРУ;
  • увеличение числа потребителей.
  • снижение дохода потребителя;
  • ожидание падения цен;
  • рост цен на комплектующие/сопутствующие ТРУ;
  • сокращение числа потребителей.

Есть и другие показатели, от которых зависит рыночный оборот товаров и услуг. Они делятся на ценовые и неценовые факторы спроса в экономике.

  1. Ценовые факторы спроса. Чаще всего цена – то, на что в первую очередь обращает внимание клиент, когда принимает решение о покупке. Поэтому основные факторы формирования спроса – ценовые.

К ним относятся:

Пример субститута из советского прошлого – цикорий, который имел сходный с кофе вкус. Этот напиток пользовался популярностью, потому что был дешевле и доступнее дефицитного кофе.
Например, если вырастет стоимость программного обеспечения для конкретной модели ТВ-приставки, то спрос на неё может упасть. Так как ценовая нагрузка на потребителя увеличится, он может рассмотреть варианты с менее затратным ПО.
  1. Неценовые факторы спроса – это то, что влияет на спрос независимо от стоимости товара. К ним относятся потребительские предпочтения, доходы населения, маркетинговая стратегия и реклама, сезонность, мода и т. д. Далее разберём подробнее неценовые факторы спроса, примеры из разных сфер рынка.

Неценовые факторы спроса

Неценовые факторы – это всё, что может вызвать изменение спроса без учёта стоимости ТРУ:

Примеры неценовых факторов

Что относится к неценовым факторам спроса и как они влияют на ценовую политику, рассмотрим на примерах.

Как неценовые факторы спроса влияют на экономику

Ценовые и неценовые факторы спроса в экономике – показатели, которые помогают предугадывать векторы развития рынка в той или иной отрасли. Также можно и спровоцировать подъём конкретных сегментов с помощью влияния на фактор спроса или предложения. Например, снижение ставки по ипотеке на покупку жилья в новостройках привело к покупательскому буму и последующему росту цен на строящееся жильё.

Вывод: спрос на большинство товаров – это эластичная величина. Понимая механизмы его возникновения, можно регулировать рынок ТРУ. Но есть и исключения. Когда серьёзное колебание цены почти не влияет на объёмы, запрашиваемые потребителем, спрос – неэластичный. Это относится к товарам первой необходимости, коммунальным услугам и пр. Например, соль. Даже при удорожании потребители не могут от неё отказаться. На изменение спроса факторы не повлияют.

Как и зачем учитывать неценовые факторы в бизнесе

Предпринимателю необходимо учитывать ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос в экономике. Также важны неценовые факторы предложения – это то, от чего зависит объём выпускаемых ТРУ, кроме прямых затрат на производство.

К неценовым факторам, которые увеличивают предложение товара, относятся:

Зачем нужно анализировать неценовые факторы, влияющие на спрос, в том числе неценовые факторы производства:

Как проанализировать ценовые и неценовые факторы спроса и предложения, можно увидеть в таблице с важными показателями:

Факторы

Что анализировать

Какие показатели учесть

1. Неценовой фактор спроса

Экономика и рынок

Текущая экономическая ситуация, состояние отрасли, прогнозы экспертов

Целевая аудитория

Количество, возрастные и гендерные группы и т. п.

Покупательская способность

Рост или снижение доходов, размер трат в сегменте, эластичность спроса

2. Неценовой фактор предложения

Ресурсы

Размер затрат на производственные ресурсы. Часто спрос на ресурсы зависит от спроса на выпускаемые ТРУ.

Конкуренты

Количество конкурентов в сегменте, ценовая политика

Технологии

Уменьшение издержек производства, как влияют на спрос оптимизация, на выпуск продукта – снижение затрат и пр.

Это таблица с основными показателями. В неё можно добавить любой ценовой или неценовой фактор спроса и предложения, который окажется важным для конкретного бизнеса. Даже базовый анализ по этой таблице помогает составить представление, какая продукция и в каких объёмах будет востребована, сформировать ценовую политику.

Ценовые и неценовые факторы предложения и спроса дают возможность разработать эффективную стратегию развития бизнеса на любых этапах. Благодаря их анализу предприниматель может не только оперативно подстраиваться под изменения рынка, но и влиять на поведение покупателей и продажи.
Теги: Бизнес