ООО: что это, достоинства и недостатки, налоги и порядок открытия

28 декабря 2024 10:56
3601
Наталия Пластинина

Хотите начать своё дело, но не знаете, как это сделать? Что выбрать: ИП или ООО, в чем между ними разница, в какой форме можно вести специфический бизнес, а в какой нет? Что будет, если не выбирать систему налогообложения? Какие ставки по налогам? Расскажем во всех подробностях.

Содержание статьи

Учредителями ООО могут стать граждане и даже другие организации. Фото: freepik.com

Расшифровка и характеристика ООО

По закону любая фирма должна иметь юридическую форму. ООО – одна из таких форм. ООО – это юридическое лицо. Расшифровка этой аббревиатуры несложная — общество с ограниченной ответственностью. На деле это означает, что её участники (хозяева, владельцы) отвечают по долгам фирмы ограниченно – в пределах своего взноса в капитал компании.

У компании в форме ООО есть уставной капитал, который сформировали её учредители. У общества может быть 50 учредителей (хозяев бизнеса). Учредителями вправе стать граждане и организации. Каждому из них принадлежит часть этого капитала, она называется долей в ООО.

Если фирма прогорит, то всё, на что могут рассчитывать кредиторы, – это имущество самой фирмы, включая её уставный капитал. Своими же личными вещами владельцы бизнеса не отвечают. Все их квартиры, машины, личные счета остаются в неприкосновенности, даже если фирма набрала долгов и разорилась.

Но есть исключение: если к банкротству привели конкретные злодеяния директора или учредителя, то по суду с них могут взыскать даже миллионные долги ООО. Это называется субсидиарной ответственностью.

Задумываясь над стартапом, человек сначала пытается определить, в какой форме ему начать бизнес. Как мы уже сказали, ООО – это лишь одна из форм. Владелец собственного дела может зарегистрировать ИП, ООО, АО, создать производственный или потребительский кооператив, КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) и т. д. Закон предусматривает разные виды организации юридических лиц, в том числе разделяя их на коммерческие и некоммерческие (ст. 48, 50 ГК РФ).

Регистрацию в форме ООО чаще всего используют для организации малого и среднего бизнеса. Общество с ограниченной ответственностью – самая распространённая форма организации в РФ. Многие оценили её удобство. Кроме того, для иных форм существует слишком много ограничений и нюансов, с которыми мало кто хочет разбираться.

Преимущества и недостатки ООО

Обычно сравнивают ООО и ИП как наиболее близкие по стилю работы структуры. И в том, и в другом случае всем бизнесом может управлять один человек. Но всё-таки придётся выбрать что-то одно – ИП или ООО. Для этого давайте определим плюсы и минусы каждой формы.

В чём выгода регистрации ООО

Недостатки ООО

Оценив все плюсы и минусы ООО и остановив свой выбор на этой форме организации бизнеса, приступайте к регистрации компании.

Пошаговая инструкция открытия ООО

Для того, чтобы зарегистрировать ООО, нужно:

  1. Создать учредительные документы – устав, учредительный договор, протокол о создании. Если учредитель один, то вместо договора и протокола у него будет решение о создании. Можно воспользоваться шаблонами из интернета. Главное — придумать своё название и отредактировать скачанные бланки под свой бизнес.
  2. Заполнить заявление по форме Р11001.
  3. Заплатить госпошлину (есть способы уменьшить расходы, если подать документы на регистрацию электронно).
  4. Подать документы на регистрацию.
  5. Получить выписку из ЕГРЮЛ и устав с отметкой о регистрации в ФНС.

В некоторых случаях нужны будут и иные документы для регистрации. Например, выписка из реестра юрлиц иной страны, если в составе учредителей – иностранная компания (пп. «г» ст. 12 закона № 14-ФЗ).

Регистрация ООО

Регистрирует компании Федеральная налоговая служба (ФНС). Она проверит весь пакет документов и внесёт новую фирму в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Есть несколько вариантов, как зарегистрировать ООО. Перечислим их в порядке убывания удобства и простоты.

Способ 1: поручить всё юридическим бюро, которые специально занимаются регистрацией юрлиц. Они всё сделают сами. От учредителей нужны будут паспорта, деньги (на оплату услуг и пошлин) и доверенность. Ну, и придумать название. В итоге вам отдадут на руки уже зарегистрированные документы. Часто в пакет услуг входит и открытие расчётного счёта, и даже изготовление печати. Вам останется только начать работать.

Способ 2: подготовить все документы самим и пойти к нотариусу. Он проверит полномочия, заверит заявление на регистрацию. С 01.09.2024 года протокол об избрании директора тоже нужно заверять у нотариуса, поэтому без него всё равно не обойтись. Нотариусу можете поручить подать все документы на регистрацию электронно.

Способ 3: готовый пакет документов подать онлайн через сайт «Госуслуги» или ФНС.

Способ 4: все учредители с подготовленным пакетом документов, заверенным заявлением о регистрации и протоколом об избрании директора приходят в МФЦ и подают документы.

После регистрации нужно открыть расчётный счёт, сделать печать, заключить трудовой договор с директором, нанять штат и начать работать.

Нюансы, о которых лучше знать заранее

  1. Заявление по форме Р11001 – сложный документ. Для его заполнения может потребоваться скачать и установить специальную программу ФНС. Если форму заполняет новичок, то он рискует наделать много ошибок, и ФНС откажет в регистрации.
  2. Госпошлина не взимается только при электронной подаче документов. Если будете передавать пакет документов на бумаге, придётся заплатить госпошлину 4 000 рублей (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
  3. Вам всё равно нужно будет избрать директора, поэтому проще всё сделать сразу: заверить заявление и протокол об избрании у нотариуса за один визит. Удобнее в едином протоколе и создать общество, и избрать руководителя.
  4. Для регистрации ФНС запросит подтвердить адрес, по которому фирма будет находиться. Это можно подтвердить договором аренды или гарантийным письмом от арендодателя.

У ООО появится немало документов. Фото: freepik.com

Документы ООО

У ООО появится много документов. Часть из них подают, когда учреждают фирму, поэтому они так и называются – «учредительные документы».

После регистрации у компании также появятся и иные документы, которые она будет использовать в своей работе с партнёрами.

Учредительные документы

Для регистрации у ООО уже будут (ст. 11 закона № 14-ФЗ):

Отдельно остановимся на уставе – главном документе любой организации.

Устав

Документ, который будет нужен на протяжении всего существования ООО, — это его устав. Многие фирмы недооценивают его и соглашаются на типовую форму, и напрасно. Отнеситесь к его содержанию скрупулёзно.

Юридические фирмы, которые занимаются регистрацией юрлиц, тоже часто предлагают шаблонный устав, уверяя, что устав – это формальность. Это не так. В дальнейшем такая недальновидность приводит только к одному: когда понадобится заключить крупную сделку, взять кредит в банке, получить лицензию, владельцы бизнеса сталкиваются с необходимостью вносить изменения в устав или полностью переделывать его текст. А это – дополнительные средства и время.

Разрабатывая устав, обратите внимание на пункты:

О месте регистрации. Сейчас в уставе можно просто указать населённый пункт без точного адреса. Если вы переедете из одного офиса в другой, устав менять будет не нужно.

О компетенции органов управления. Некоторые уставы предусматривают образование в ООО совета директоров. Заключая крупную сделку (например, о кредите или о купле-продажи здания), участникам компании придётся избрать этот самый совет. Тот же, в свою очередь должен будет в спешном порядке принять решение по сделке (п. 3 ст. 46 закона № 14-ФЗ). Есть сроки и регламенты, поэтому быстро всё оформить не получится, и сделка грозит сорваться. Если совет директоров не планируете создавать как постоянно действующий, лучше его исключить из органов управления в уставе.

О сроке полномочий руководителя. Некоторые вообще упускают этот момент в уставе, а потом удивляются, почему у них банк каждый раз требует нового решения о выборах директора. Если поставите сверхкороткие сроки полномочий (например, год), приготовьтесь его ежегодно переизбирать. А это сейчас – дополнительные деньги и время.

Об ограничениях прав директора. Это актуально, если директор — не один из учредителей, а нанятый со стороны человек. Четкое распределение нужно и тогда, когда в компании параллельно есть два руководителя. Кстати, так давно можно (п. 1 ст. 53 ГК РФ, абзац 3). Главное, чтобы не было путаницы, кто подписывает налоговую отчётность, а кто – договоры поставки.

Об уставном капитале. Ещё до подачи документов на регистрацию ООО нужно продумать, из чего и в каком размере будете формировать уставной капитал.

Устав – не единственный документ, который будет у ООО в качестве «настольной книги».

Другие документы

Вообще после создания и регистрации компании для большинства сделок у вас будет один и тот же пакет учредительных документов (ст. 52 ГК РФ):

Иногда партнёры запрашивают договор аренды, чтобы удостовериться, что компания легально имеет адрес, склад, офис, а не фирма-однодневка. Также могут спросить карточку с образцами подписей из банка, чтобы сверять росчерк директора на договоре и банковских документах. Банки, когда рассматривают заявку на кредит, нередко хотят взглянуть и на трудовой договор с директором. Но это не относится к учредительным документам в полном смысле слова.

И всё же после регистрации лучше сформировать отдельную папку с заверенными копиями этих документов и zip-файл в электронном виде. Это ускорит процесс рассмотрения и согласования сделок в будущем.

Но до того, как зарегистрировать ООО и думать о документах фирмы, нужно решить, как и какой уставной капитал сформировать. Ведь у каждой организации уже на старте должно быть какое-то имущество, деньги. Это и есть уставной капитал. Без него не регистрируют общество. Но есть хорошая новость: в законе прописаны лишь минимальные требования к базовому капиталу.

Какой уставной капитал должен быть для ООО?

Важный момент – размер уставного капитала компании.

Для ООО достаточно сформировать уставной капитал в 10 000 рублей (п. 1 ст. 14 закона № 14-ФЗ). Но если фирма собралась заниматься некоторыми видами деятельности (например, выдавать кредиты или страховать риски), то уставный капитал придётся увеличить.

Насколько больше придётся «заложить» капитал, зависит от вида деятельности. Для банка с универсальной лицензией минимальный капитал – 1 млрд рублей (ст. 11 закона № 395−1-ФЗ), для страховой компании – 300 млн рублей (п. 3 ст. 25 закона № 4015-ФЗ).

Многие ошибочно полагают, что в форме ООО такие крупные организации не существуют. Примеры кредитных организаций в виде обществ с ограниченной ответственностью в России:

Уставной фонд можно внести как деньгами (положить на счёт), так и имуществом. Большинство так и делает: описывает ноутбук, стол и кресло как вклад в капитал ООО. По нынешним расценкам это даже больше, чем 10 000 рублей.

Этот вклад сразу после регистрации можно использовать: ноутбуком пользоваться, за столом – сидеть, а деньги со счёта тратить на компанию.

Пункты о размере уставного капитала, органах управления нужно продумать заранее, еще до написания устава и подачи документов на регистрацию. Если потом захотите увеличить капитал или изменить состав органов управления, придётся менять устав и заново его регистрировать.

Органы управления ООО

Органы управления в ООО – это те структуры, которые принимают решения. В законе перечислены все возможные конструкции. А учредители уж сами выбирают, кто у них будет управлять в обществе. Здесь всё зависит от воли владельцев бизнеса.

Все органы, которые работают в ООО, указываются в уставе – основном документе ООО. Можно сделать «укороченный» состав (ст. 32 закона № 14-ФЗ):

А можно усложнить, добавив:

Количество и многоступенчатость управления зачастую зависит от масштаба компании и количества участников. Если это небольшая фирма, где всего один участник, он же и директор, органы в виде совета директоров не нужны и будут путать самого владельца бизнеса.

Совет директоров больше востребован там, где участников больше 5, в компании много филиалов, она заключает крупные сделки, работает с иностранными партнёрами.

Зарегистрировав ООО, сформировав органы управления, назначив директора, нужно выбрать систему налогообложения и встать на налоговый учёт.

Какие налоги нужно платить ООО?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какую систему выберут владельцы фирмы. По умолчанию компания будет находиться на общей системе налогообложения (ОСНО) и платить НДС, налог на прибыль и имущество. Это самые сложные и большие налоги. В России сейчас ставка НДС 20% налога на прибыль с 1 января 2025 года – 25%.

Но, если компания будет подпадать под особые условия, можно выбрать иную систему:

1. Упрощённую систему налогообложения (УСН), одну из двух вариантов:

2. Автоматизированную упрощённую систему (АУСН), варианты:

3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Но такой вариант подходит только фермерским хозяйствам. Налоговая ставка – 6%.

ООО придётся много отчитываться перед государством, в том числе сдавать:

Более того, если организация временно не ведёт деятельности или у неё нет дохода, всё равно надо подавать нулевую отчётность. Разобраться в порядке уплаты налогов, подачи деклараций, расчётов, вовремя сдавать всю отчётность может только специалист в бухгалтерском учёте.

Зарегистрировав ООО, не забудьте принять в штат бухгалтера или найти компанию на аутсорсинге, которая будет выполнять эти функции.

Если же захотите разобраться во всем сами или у вас остались вопросы, можно подробнее изучить нормативную базу.

Законы, регулирующие деятельность ООО

Теги: Бизнес Юридические лица

Статьи и новости по теме: