Хотите начать свой бизнес, но не знаете, с чего начать? Мы расскажем по шагам, как зарегистрировать ИП, какие документы нужны, сколько это стоит и как не ошибиться при подаче заявления. Уже через несколько дней вы сможете принимать первые платежи от клиентов.
Индивидуальным предпринимателем может стать гражданин РФ, который подпадает под условия:
ИП могут открыть женщины в декрете, пенсионеры, учредители ООО. Тем, кто уже официально работает тоже можно стать предпринимателем. Исключение — госслужащие. Им запрещено заниматьяс предпринимательско деятельностью.
Также могут стать ИП иностранные граждане, если у них есть вид на жительство или разрешение на временное проживание в России. Беженцы тоже имеют право регистрироваться как предприниматели.
Оформить ИП можно бесплатно или уплатить госпошлину в размере 800 руб. Это зависит от способа подачи заявления:
Бланк квитанции на госпошлину формируется при помощи сервиса ФНС или заполняется от руки. Реквизиты для госпошлины можно узнать в ФНС. Затем надо оплатить 800 рублей на сайте налоговой, в банке или через банкомат.
Чтобы подать заявление на открытие ИП, нужно собрать документы. В стандартный пакет входят:
Тем, кто подаёт заявление онлайн, необходима УКЭП – усиленная квалифицированная электронная подпись.
Схематично план регистрации выглядит так:
Из справочника ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) выберете основной вид деятельности и дополнительные. сновной может быть только один, а дополнительных — сколько угодно.
Если вы планируете использовать основную систему налогообложения, то заявление о выборе можно не писать. В остальных случаях оно нужно.
Она устанавливается для ИП по умолчанию, но её можно поменять. На ОСН придётся платить налоги на имущество, НДС, НДФЛ. У ОСН сложная отчётность, поэтому придётся нанимать бухгалтера.
Подробнее об ОСН писали в статье «Общая система налогообложения (ОСНО): налоги, отчётность, условия применения для ИП и ООО в 2025 году».
Подать уведомление о выборе УСН ИП должен в течение 30 дней с момента открытия. Иначе налоговая автоматически переведёт на ОСН. УСН платит налог на доходы и если доходы превышают 60 млн — НДС.
Есть два варианта упрощёнки:
У АУСН есть два варианта:
Налоговый режим выгоден тем, что на АУСН налоговая сама рассчитает налоги. Данные автоматически отправляются из личного кабинета налогоплательщика, операций по онлайн-кассе и из банка, где у ИП открыт счёт. Предприниматели освобождаются от взносов за себя и сотрудников, не сдают часть отчётов, не заполняют декларацию.
Подробнее об этой системе мы писали в статье «АУСН: что это за система налогообложения и как на неё перейти».
На патенте ИП отчисляет фиксированную сумму без учёта доходов, которая зависит от региона и рода деятельности. Выгода в том, что если ваши доходы будут очень высокими, вы не потратите на налоги свыше уплаченной суммы. Важно узнать стоимость патента и прикинуть, сколько сможете заработать за год, выгодна ли вам покупка патента или лучше выбрать другой налоговый режим.
Налоговый режим подойдёт тем, кто продаёт то, что сам создал. Например, пишет тексты на заказ, планирует заниматься репетиторством, вяжет, шьёт. Перепродажа на НПД запрещена, как и наём сотрудников.
Налоговая ставка:
Упрощённая система для тех, кто занимается бизнесом в области сельского хозяйства. Это целевая налоговая система. Её выгода в том, что государство заинтересовано в развитии сельскохозяйственной сферы, поэтому предоставляет особые льготы и условия.
Заявление можно заполнить:
Форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД–7–14/617@, там же описан и порядок заполнения. Если подаёте документы офлайн, скачайте форму и заполните бумажный бланк.
Учтите: ФНС может отказать в регистрации, если в заявлении будут ошибки. Даже лишний пробел может стать причиной того, что вам придётся заново подавать документы. Читайте требования и заполняйте форму внимательно.
Вы можете подать документы для открытия ИП любям способом:
Вы можете подать документы для открытия ИП одним из пяти способов:
Это можно сделать только по месту прописки или регистрации. Нужно заполнить заявление на регистрацию, документ о выборе налогового режима, уплатить госпошлину, сделать копии паспорта и ИНН. Для МФЦ оплата госпошлины не требуется. Затем отнести документы в налоговую по месту прописки или в МФЦ. Процесс регистрации физического лица как ИП через ФНС занимает до 5 рабочих дней, через МФЦ – на пару дней больше. Документы придут на электронный адрес.
Нужно следовать инструкциям. Для регистрации понадобится либо КЭП, либо подписание документов через приложение «Госключ». Другой вариант – заплатить госпошлину и подписать документы в налоговой.
Пошлину платить не нужно, но услуги нотариуса придётся оплатить. Удобство в том, что будущему ИП самостоятельно ничем заниматься не нужно – только дождаться результата. В налоговой оформят документы о регистрации в течение 3 рабочих дней.
Услугу регистрации ИП через приложение предлагают большинство банков. Такая точно есть в Сбербанке, Т-банке (бывший Тинькофф). Здесь, как и в случае с нотариусом, посредники берут на себя весь процесс регистрации. Вам нужно лишь следовать инструкциям в приложении или на сайте.
Заявление рассматривают 3 рабочих дня. Если подавали документы через МФЦ, то 5 рабочих дней (два дня «уходят» на пересылку документов). Если с документами всё в порядке — ИП регистрируют.
Результат — ФНС выдаёт:
Сейчас по умолчанию не выдают бумажных оригиналов документов, а присылают их в электронном виде на адрес электронной почты.
Чтобы начать работать, зарегистрироваться мало. ИП понадобится:
Не всегда понадобятся все эти шаги. Вполне может оказаться и так, что лично вашему бизнесу ничего из этого не требуется
Хотя закон не обязывает индивидуальных предпринимателей открывать расчётный счёт, это, скорее всего, придётся сделать. Если его не будет, вы не сможете вести безналичный расчёт с контрагентами. Также невозможно будет заключать контракты и получать общую прибыль более чем на 100 000 рублей в месяц. Обойтись без расчётного счёта можно, если вы будете принимать только наличные.
Процедура открытия расчётного счёта стандартная: вам надо выбрать банк, тариф и подать заявку. На сайтах финансовых организаций есть пошаговые инструкции. В налоговую сообщать не нужно, банки сами передают сведения о клиентских счетах.
В большинстве случаев при открытии ИП вам потребуется ККТ – контрольно-кассовая техника. Кассы обязательны для ИП, которые:
Если клиентами ИП являются не только физлица, то без ККТ принимать платежи не получится. Также касса необходима в тех населённых пунктах, где отсутствует стабильный интернет и большинство операций проходят офлайн.
Но есть исключения – ИП, которым необязательно иметь ККТ в текущем году:
Под исключения не подпадают предприниматели, которые работают с маркируемыми товарами. Им нужно будет установить кассовый аппарат.
Если у вас раньше было открыто ИП, в Соцфонде регистрироваться не надо. У вас остаётся номер, который был присвоен ПФР. Новые ИП автоматически регистрируют по сведениям, которые передаёт в СФР налоговая. Это правило действует для ИП, которые работают без найма сотрудников.
Если же вы будете принимать сотрудников, даётся 30 календарных дней с момента найма первого работника, чтобы зарегистрироваться в ФСС как страхователь-работодатель и потом платить взносы. Для этого есть онлайн-регистрация на сайте Госуслуг в разделе «Регистрация в Фонде социального страхования РФ». Срок на подготовку уведомления – 5 рабочих дней. Можно получить его лично или по почте.
В ПФР регистрироваться не нужно. О найме сотрудников ФНС узнаёт из квартальных отчётов.
Да, можно. Чтобы зарегистрировать бизнес, не нужно уходить с основного места работы. Но если вы состоите на госслужбе (чиновник, военный, сотрудник прокуратуры или органов безопасности), отрывать ИП закон запрещает.