Как оформить ИП в 2025 году, что нужно для регистрации

30 июля 2025 09:11
601
Ольга Касьянова

Хотите начать свой бизнес, но не знаете, с чего начать? Мы расскажем по шагам, как зарегистрировать ИП, какие документы нужны, сколько это стоит и как не ошибиться при подаче заявления. Уже через несколько дней вы сможете принимать первые платежи от клиентов.

Содержание статьи

Кто может стать индивидуальным предпринимателем

Индивидуальным предпринимателем может стать гражданин РФ, который подпадает под условия:

ИП могут открыть женщины в декрете, пенсионеры, учредители ООО. Тем, кто уже официально работает тоже можно стать предпринимателем. Исключение — госслужащие. Им запрещено заниматьяс предпринимательско деятельностью.

Также могут стать ИП иностранные граждане, если у них есть вид на жительство или разрешение на временное проживание в России. Беженцы тоже имеют право регистрироваться как предприниматели.

Сколько стоит открыть ИП

Оформить ИП можно бесплатно или уплатить госпошлину в размере 800 руб. Это зависит от способа подачи заявления:

  1. Без госпошлины. Чтобы бесплатно открыть ИП, надо подать заявление через «Госуслуги», МФЦ или на сайте ФНС.
  2. С госпошлиной 800 руб. Если подавать заявления через любые другие сервисы. Например, через банк.

Бланк квитанции на госпошлину формируется при помощи сервиса ФНС или заполняется от руки. Реквизиты для госпошлины можно узнать в ФНС. Затем надо оплатить 800 рублей на сайте налоговой, в банке или через банкомат.

Если в документах нашли ошибку или комплект неполный, при повторной подаче госпошлину платить не нужно.

Какие документы нужны для открытия ИП

Чтобы подать заявление на открытие ИП, нужно собрать документы. В стандартный пакет входят:

Тем, кто подаёт заявление онлайн, необходима УКЭП – усиленная квалифицированная электронная подпись.

Как открыть ИП самостоятельно в 2025 году: пошаговая инструкция

Схематично план регистрации выглядит так:

Подготовьте список ОКВЭД

Из справочника ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) выберете основной вид деятельности и дополнительные. сновной может быть только один, а дополнительных — сколько угодно.

Обратите внимание:

Выберете систему налогообложения

Если вы планируете использовать основную систему налогообложения, то заявление о выборе можно не писать. В остальных случаях оно нужно.

ОСН – общая система налогообложения

Она устанавливается для ИП по умолчанию, но её можно поменять. На ОСН придётся платить налоги на имущество, НДС, НДФЛ. У ОСН сложная отчётность, поэтому придётся нанимать бухгалтера.

Подробнее об ОСН писали в статье «Общая система налогообложения (ОСНО): налоги, отчётность, условия применения для ИП и ООО в 2025 году».

УСН – упрощённая система налогообложения

Подать уведомление о выборе УСН ИП должен в течение 30 дней с момента открытия. Иначе налоговая автоматически переведёт на ОСН. УСН платит налог на доходы и если доходы превышают 60 млн — НДС.

Есть два варианта упрощёнки:

6 и 15% – стандартные ставки по УСН, но регионы могут их снижать.

АУСН – автоматизированная упрощённая система налогообложения

У АУСН есть два варианта:

Налоговый режим выгоден тем, что на АУСН налоговая сама рассчитает налоги. Данные автоматически отправляются из личного кабинета налогоплательщика, операций по онлайн-кассе и из банка, где у ИП открыт счёт. Предприниматели освобождаются от взносов за себя и сотрудников, не сдают часть отчётов, не заполняют декларацию.

Подробнее об этой системе мы писали в статье «АУСН: что это за система налогообложения и как на неё перейти».

Патент

На патенте ИП отчисляет фиксированную сумму без учёта доходов, которая зависит от региона и рода деятельности. Выгода в том, что если ваши доходы будут очень высокими, вы не потратите на налоги свыше уплаченной суммы. Важно узнать стоимость патента и прикинуть, сколько сможете заработать за год, выгодна ли вам покупка патента или лучше выбрать другой налоговый режим.

Чтобы получить патент, при регистрации отправьте в налоговую инспекцию заявление. Срок определите сами. Оплатите патент. Если срок более полугода, в течение 3 месяцев нужно внести 1/3 суммы, остаток – до конца срока. Если менее полугода – надо полностью погасить оплату до конца срока.

НПД – налог на профессиональный доход

Налоговый режим подойдёт тем, кто продаёт то, что сам создал. Например, пишет тексты на заказ, планирует заниматься репетиторством, вяжет, шьёт. Перепродажа на НПД запрещена, как и наём сотрудников.

Налоговая ставка:

  1. 4% - если оказывать услуги частным лицам;
  2. 6% - если оказыватьу слуги юрлицам.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог

Упрощённая система для тех, кто занимается бизнесом в области сельского хозяйства. Это целевая налоговая система. Её выгода в том, что государство заинтересовано в развитии сельскохозяйственной сферы, поэтому предоставляет особые льготы и условия.

Заполните заявление на открытие ИП

Заявление можно заполнить:

Форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД–7–14/617@, там же описан и порядок заполнения. Если подаёте документы офлайн, скачайте форму и заполните бумажный бланк.

Учтите: ФНС может отказать в регистрации, если в заявлении будут ошибки. Даже лишний пробел может стать причиной того, что вам придётся заново подавать документы. Читайте требования и заполняйте форму внимательно.

Подайте документы на регистрацию

Вы можете подать документы для открытия ИП любям способом:

Вы можете подать документы для открытия ИП одним из пяти способов:

При личном посещении налоговой или МФЦ

Это можно сделать только по месту прописки или регистрации. Нужно заполнить заявление на регистрацию, документ о выборе налогового режима, уплатить госпошлину, сделать копии паспорта и ИНН. Для МФЦ оплата госпошлины не требуется. Затем отнести документы в налоговую по месту прописки или в МФЦ. Процесс регистрации физического лица как ИП через ФНС занимает до 5 рабочих дней, через МФЦ – на пару дней больше. Документы придут на электронный адрес.

Через сайт Госуслуг

Нужно следовать инструкциям. Для регистрации понадобится либо КЭП, либо подписание документов через приложение «Госключ». Другой вариант – заплатить госпошлину и подписать документы в налоговой.

Через нотариуса

Пошлину платить не нужно, но услуги нотариуса придётся оплатить. Удобство в том, что будущему ИП самостоятельно ничем заниматься не нужно – только дождаться результата. В налоговой оформят документы о регистрации в течение 3 рабочих дней.

Через банковские сервисы

Услугу регистрации ИП через приложение предлагают большинство банков. Такая точно есть в Сбербанке, Т-банке (бывший Тинькофф). Здесь, как и в случае с нотариусом, посредники берут на себя весь процесс регистрации. Вам нужно лишь следовать инструкциям в приложении или на сайте.

Срок регистрации ИП

Заявление рассматривают 3 рабочих дня. Если подавали документы через МФЦ, то 5 рабочих дней (два дня «уходят» на пересылку документов). Если с документами всё в порядке — ИП регистрируют.

Результат — ФНС выдаёт:

Сейчас по умолчанию не выдают бумажных оригиналов документов, а присылают их в электронном виде на адрес электронной почты.

Что ещё нужно для работы индивидуального предпринимателя

Чтобы начать работать, зарегистрироваться мало. ИП понадобится:

Не всегда понадобятся все эти шаги. Вполне может оказаться и так, что лично вашему бизнесу ничего из этого не требуется

Расчётный счёт

Хотя закон не обязывает индивидуальных предпринимателей открывать расчётный счёт, это, скорее всего, придётся сделать. Если его не будет, вы не сможете вести безналичный расчёт с контрагентами. Также невозможно будет заключать контракты и получать общую прибыль более чем на 100 000 рублей в месяц. Обойтись без расчётного счёта можно, если вы будете принимать только наличные.

Для получения платы в интернет-магазинах, с помощью POS-терминалов, переводами от ИП и юрлиц вам понадобится РС в банке.

Процедура открытия расчётного счёта стандартная: вам надо выбрать банк, тариф и подать заявку. На сайтах финансовых организаций есть пошаговые инструкции. В налоговую сообщать не нужно, банки сами передают сведения о клиентских счетах.

Касса

В большинстве случаев при открытии ИП вам потребуется ККТ – контрольно-кассовая техника. Кассы обязательны для ИП, которые:

Если клиентами ИП являются не только физлица, то без ККТ принимать платежи не получится. Также касса необходима в тех населённых пунктах, где отсутствует стабильный интернет и большинство операций проходят офлайн.

Но есть исключения – ИП, которым необязательно иметь ККТ в текущем году:

Под исключения не подпадают предприниматели, которые работают с маркируемыми товарами. Им нужно будет установить кассовый аппарат.

Чтобы быть в курсе изменений в законодательстве по применению ККТ, смотрите актуальную редакцию ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Регистрация в СФР

Если у вас раньше было открыто ИП, в Соцфонде регистрироваться не надо. У вас остаётся номер, который был присвоен ПФР. Новые ИП автоматически регистрируют по сведениям, которые передаёт в СФР налоговая. Это правило действует для ИП, которые работают без найма сотрудников.

Если же вы будете принимать сотрудников, даётся 30 календарных дней с момента найма первого работника, чтобы зарегистрироваться в ФСС как страхователь-работодатель и потом платить взносы. Для этого есть онлайн-регистрация на сайте Госуслуг в разделе «Регистрация в Фонде социального страхования РФ». Срок на подготовку уведомления – 5 рабочих дней. Можно получить его лично или по почте.

В ПФР регистрироваться не нужно. О найме сотрудников ФНС узнаёт из квартальных отчётов.

Популярные вопросы

Можно ли открыть ИП, если официально трудоустроен?

Да, можно. Чтобы зарегистрировать бизнес, не нужно уходить с основного места работы. Но если вы состоите на госслужбе (чиновник, военный, сотрудник прокуратуры или органов безопасности), отрывать ИП закон запрещает.

Почему могут отказать в регистрации?
ФНС может отказать в регистрации недееспособным, несовершеннолетним, судимым. Также в отношении вас может действовать судебный запрет на ведение предпринимательской деятельности. Судимость тоже может стать причиной отказа. Ещё одно препятствие – если с момента банкротства не прошло 5 лет. Также налоговая отказывает из-за ошибок или неполного комплекта документов, но в этом случае можно подать документы повторно.
Можно ли открыть ИП после банкротства?
Да, можно. Законом не ограничено количество открытий и закрытий ИП. Но если вы находитесь в процедуре банкротства или с момента завершения дела по банкротству не прошло 5 лет, зарегистрировать ИП не получится. Это прописано в изменениях к Закону № 129-ФЗ от 01.09.2020. Только по истечении 5-летнего срока после банкротства можно открыть ИП.
Что лучше – оформить ИП или самозанятость?
Что лучше оформить – самозанятость или ИП, зависит от ваших целей. Если не планируете нанимать сотрудников и ваш доход не более 2,4 млн руб. в год, лучше открыть самозанятость. Она проще и выгоднее в плане налогов: нет отчётностей и соцвзносов, ставка по налогам составляет от 4 до 6%. При занятии ИП как основным видом деятельности, доходе свыше 2,4 млн руб. в год и найме работников нужно получать статус ИП.
Теги: Бизнес