Как открыть ООО в 2025 году — пошаговая инструкция, документы, стоимость

18 июля 2025 18:00
801
Татьяна Демченко

Хотите открыть ООО в 2025 году, но не знаете, как это сделать? Думаете, это сложный и длительный процесс? Отнюдь. Хотя есть несколько нюансов, которые надо обязательно учитывать. Например, выбирая основное направление бизнеса по ОКВЭД, нужно быть внимательным, поскольку от этого зависит, сколько страховых взносов придётся платить государству. Также не менее важно, правильно выбрать систему налогообложения, чтобы с одной стороны и нагрузка была невысокой, а с другой стороны — не пришёл отказ от ФНС, поскольку по таким тарифам платить налоги вы не можете. Страшно? Не переживайте. Прочитав наш материал, вы сможете обойти все острые углы. Вас ждут пошаговая инструкция, список необходимых документов, ответ на вопрос «сколько стоит открыть ООО», как правильно выбрать ОКВЭД и налоговый режим. Бонус — обзор бесплатной онлайн-регистрации ООО через банки.

Содержание статьи

Что нужно для регистрации ООО

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это созданная одним или несколькими учредителями компания, уставной капитал которой разделён на доли. Участники общества несут риски убытков, связанных с деятельностью фирмы в пределах размера своей доли в уставном капитале. Все основные положения регламентируются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14‑ФЗ.

Перед тем как открыть ООО, будущим собственникам бизнеса необходимо продумать ряд моментов, провести подготовительную работу. При этом не важно, собираются ли собственники самостоятельно зарегистрировать бизнес или доверят открытие ООО посредникам. Есть несколько этапов, которые нужно пройти самим. Расскажем подробнее.

Что нужно для регистрации ООО. Фото: нейросеть

Название компании

Первое, что нужно для открытия ООО, — придумать фирменное наименование компании. Название является визитной карточкой. Оно будет указываться в документах, на упаковках товаров, в договорах. Важно, чтобы наименование:

Выбирать название нужно с учётом законодательных ограничений. Запрещено использовать:

Также запрещены оскорбительные наименования, нецензурная лексика.

При использовании иностранных слов должен быть вариант перевода на русский язык. Обязательное условие — указание организационно-правовой формы, например:

Учитывая, что ООО много, бывают совпадения с уже существующими компаниями. Рекомендуется избегать подобных ситуаций и проверять варианты на уникальность. Правообладатель имеет право обратиться в суд с требованием, чтобы компания, использовавшая его имя, изменила своё наименование.

Если вариант названия, выбранный вами, не будет соответствовать требованиям действующего законодательства, Федеральная налоговая служба имеет право обратиться в суд с требованием изменить его.

Юридический адрес

Юридический адрес — это место, где находится администрация компании. Сюда поступает вся корреспонденция, включая письма от государственных органов. Если компания не располагается по месту нахождения юридического лица, сотрудники налоговой службы могут обратиться в суд с требованием закрыть фирму из-за недостоверных данных. Поэтому рекомендуется до подачи заявления о регистрации ООО определить, где будет находиться организация.

Юридический адрес указывается в учредительных документах. По нему будет определено место регистрации компании в ФНС (Федеральной налоговой службе).

В качестве юридического адреса может быть использовано:

Если в качестве юридического используется домашний адрес, необходимо получить письменное согласие всех собственников помещения. В нём нужно написать, что они не возражают против ведения бизнеса.

Налоговые органы имеют право признать регистрацию компании по домашнему адресу недействительным в следующих случаях:

Также ООО нельзя зарегистрировать в:

Уставной капитал

Требования к уставному капиталу указаны в статье 14 закона 14‑ФЗ. Минимальная сумма уставного капитала — 10 000 рублей. Если говорить простыми словами, это деньги, которые вкладываются в бизнес при открытии.

Доли участников в уставном капитале определяются в процентах или в виде дроби. Размер каждой пропорционален участию в компании участника общества.

Уставной капитал необязательно вносить до регистрации ООО. На его оплату государство выделяет 4 месяца с момента создания юридического лица. Если один из учредителей не оплатит свою долю, её может выкупить другой участник компании или вовсе человек со стороны, который станет частью бизнеса.

Минимальный размер уставного капитала вносят деньгами. Если размер будет больше 10 000 рублей, то превышающую часть можно обеспечить имуществом. Его предварительно оценивают. Для оценки привлекают независимых экспертов, которые готовят отчёт, фиксируя текущую рыночную стоимость.

Размер уставного капитала и принцип его распределения между участниками прописывают в учредительных документах. В дальнейшем его можно увеличить за счёт вклада действующих участников или третьих лиц — имуществом либо деньгами.

ОКВЭД

Чтобы открыть ООО, необходимо выбрать, каким видом экономической деятельности вы будете заниматься. Для этого в заявление надо внести коды ОКВЭД, которые выбирают по классификатору. В настоящее время действует классификатор ОКВЭД 2. Все другие редакции недействительны.

Если вы неправильно выберите коды ОКВЭД, используя недействующие классификаторы, вам откажут в регистрации ООО.

В заявлении можно указать неограниченное количество кодов. Но рекомендуется обратить внимание на то, что для некоторых видов деятельности нужна лицензия. Например, производство и оборот алкоголя, страховая, космическая деятельность, разработка и производство средств защиты и так далее. Поэтому выбирайте только то, чем будете заниматься.

Существует основной вид деятельности, код которого указывается первым. С этим нужно быть особенно внимательными. Страховые взносы за работников (несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания) рассчитывают по основному виду деятельности — чем он более рисковый, тем выше тариф.

Основной ОКВЭД нужно подтверждать ежегодно, до 15 апреля. Если этого не сделать, то установят самые высокие тарифы, ориентируясь не на основной вид деятельности, а на один из тех, которые перечислены при регистрации ООО.

Выбор системы налогообложения для ООО

Для создания ООО необходимо выбрать систему налогообложения. В настоящее время действует несколько вариантов:

  1. ОСНО. Общая система налогообложения доступна для бизнеса любой организационно-правовой формы. Имеет самую высокую налоговую нагрузку. При этом режиме взимаются налог на прибыль по ставке 20% с разницы между доходами и расходами, НДС, налог на имущество. Минус — высокая налоговая ставка. Плюс — доступность.
  2. ЕСХН. Единый сельскохозяйственный налог могут выбирать только сельхозпроизводители, если их доход от сельскохозяйственной деятельности превышает 70% от общего. Ставка ЕСХН — 6% (доходы минус расходы). Ежегодно подаётся налоговая декларация. Недостаток — отраслевые ограничения. Плюс — низкая налоговая ставка.
  3. УСН. Упрощённая система налогообложения работает по двум схемам — 15% доходы минус расходы или 6% от всех доходов. В 2025 году УСН могут выбирать ООО с годовым доходом до 450 млн рублей, количеством работников не более 130. Базовые ставки УСН могут снижаться в отдельных регионах по их инициативе. Минусы — ограничения по численности сотрудников, уровню дохода. Плюсы — выгодные ставки, минимальная отчётность.
  4. АУСН. Автоматизированная упрощённая система налогообложения является экспериментальной и действует не во всех регионах. Режим полностью автоматизирован. Расчёт платежей происходит автоматически на основе данных, полученных из банков или от онлайн-касс. Есть ограничения — годовой доход не более 60 млн рублей, а количество сотрудников не более пяти. При этом зарплату надо платить безналичным путём, а обслуживаться в одном из 11 банков. Ставка — 8% с дохода или 20% доход минус расход. Минусы — большие ограничения. Плюсы — автоматизация расчёта налогов, практически нет отчётности, страховые взносы платить не нужно, социальные гарантии обеспечивает бюджет.

Выбирайте систему налогообложения с учётом предстоящего дохода, вида деятельности, количества сотрудников и других деталей. Переход с одной на другую возможен с начала следующего года, о чём необходимо заранее уведомить ФНС.

Регистрация ООО - пошаговая инструкция

Мы подготовили пошаговую инструкцию регистрации ООО, которая позволит пройти все этапы быстро и без лишних проблем.

Выберите налоговую инспекцию

Для выбора налоговой инспекции воспользуйтесь сервисом ФНС. В электронной форме укажите юридический адрес ООО. В ответ получите данные ИФНС (инспекции Федеральной налоговой службы), куда вам нужно обратиться, а также адрес, номера телефонов, график её работы и платёжные реквизиты.

Заполните заявление

Заявление нужно заполнить по форме Р11001. Здесь важно без ошибок внести информацию в каждый пункт. Исправления, дописывания недопустимы. Проще всего это сделать с помощью специальных онлайн-сервисов. Это позволит избежать опечаток. Например, на сайте ФНС есть программа подготовки документов с подробной инструкцией.

Подайте документы

Подать документы можно:

Любой из вариантов имеет одинаковую юридическую силу.

Получите документы о регистрации

Налоговая служба проверит документы и примет решение о регистрации в течение 3 рабочих дней. Готовые регистрационные документы направляются по электронной почте или через нотариуса, в зависимости от способа их передачи в ИФНС. При желании документы можно получить в бумажном виде.

Документы для регистрации ООО

Чтобы зарегистрировать компанию, необходимо подготовить пакет документов:

  1. Заявление по форме Р11001. Это специальный бланк, где указывается полная информация о будущей компании. Заверяется подписью заявителя и всех участников общества.
  2. Устав как главный документ общества. В нём устанавливаются правила работы. Можно разработать индивидуальный или воспользоваться типовым вариантом, который есть на сайте ФНС.
  3. Решение единственного учредителя или протокол собрания учредителей.
  4. Квитанция об оплате госпошлины. Если документы направляются в электронном виде, через нотариуса или банк, оплачивать пошлину не нужно.

Если учредителей несколько, в список документов включается договор о создании ООО. Если компанией выбран специальный режим налогообложения, то одновременно подаётся уведомление о переходе на УСН, ЕСХН или АУСН.

Расходы на регистрацию ООО

Рассмотрим, сколько стоит открыть ООО при минимальных вложениях:

Это минимальные расходы, но далеко не все. Ведь могут потребоваться деньги на услуги посредников или нотариуса, изготовление печати, визиток, рекламы и так далее — всё зависит от ваших желаний и возможностей.

Онлайн-регистрация ООО: сервисы банков

Зарегистрировать ООО можно с помощью банков. Сравним, какие условия сейчас предлагают кредитные организации.

Название банкаСтоимость регистрации ОООКоличество учредителейСрок регистрацииНадо ли приходить в банкСписок услуг
Т-БанкБесплатноОдинОт 3 до 5 днейНет, преставитель банка приедет к вам в удобное время и местоРасчётный счёт, бухгалтерское обслуживание, персональный менеджер
Альфа-БанкБесплатноОдинДо 5 днейНет, всё происходит онлайнРасчётный счёт, бухгалтерия, индикатор риска, мобильный и интернет-банк
ВТББесплатноОдинДо 5 днейНужна встреча с представителем банка для идентификации личности: в отделении или в любом удобном для вас местеРасчётный счёт, квалифицированная электронная подпись, бесплатный документооборот на год (данные на 18 июля 2025 года)
МодульбанкБесплатноОдинДо 7 днейНужна встреча с представителем банка в любом удобном для вас местеРасчётный счёт, электронная подпись, круглосуточная поддержка, 348 000 рублей на развитие бизнеса от партнёров банка (данные на 18 июля 2025 года)

Для открытия ООО с двумя и более учредителями банки могут подготовить пакет документов. Его нужно будет самостоятельно распечатать и передать в ФНС.

Часто задаваемые вопросы

Сколько времени нужно, чтобы открыть ООО?

ООО открывают в течение трёх рабочих дней после подачи уже готовых документов в налоговую инспекцию. За какой период владельцы бизнеса подготовят учредительные документы, договоры, зависит от их активности. Если у ООО один учредитель, который будет руководителем компании, у него есть квалифицированная электронная подпись, а общество будет действовать на основании типового устава, то ООО можно открыть онлайн за один день через сервис ФНС.

Как проверить, прошла ли регистрация в налоговой?
Узнать, прошла ли регистрация ООО, можно на сайте Федеральной налоговой службы с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации». Для этого достаточно заполнить небольшую форму. Также уточнить результаты регистрации можно по единому телефону контакт-центра ФНС — 8‑800‑222‑2222.
Может ли ООО работать без сотрудников?
Общество может работать без сотрудников, если создано единственным учредителем, который одновременно и руководитель. В этом случае, поскольку учредитель и руководитель — одно лицо, он может не заключать сам с собой трудовой договор и работать на основании приказа о своём назначении.
Что лучше открыть — ИП или ООО?
Если вы планируете открыть производство, работать с крупными контрагентами, привлекать инвесторов, брать большие кредиты, то лучше зарегистрировать ООО. Для начинающих стартапов и небольшого дела проще открыть ИП. Кроме того, вся прибыль, которую получает индивидуальный предприниматель, является его собственностью, он может тратить её по своему усмотрению. Выводить деньги из ООО сложнее.
Теги: Бизнес Инструкции