Самозанятый занижает доход. Что будет, если не выписывать чеки?

14 января 2025 14:00
4313
Анастасия Тарасова

Самозанятые не обязаны сами считать налог, подавать отчётность, платить страховые взносы. Единственное, что они должны делать - вовремя выписывать чеки. Но и с этим есть загвоздка: кто-то умышленно скрывает доход и не проводит чеки через «Мой налог», кто-то забывает. Какой бы ни была причина, самозанятый нарушает закон. Налоговый кодекс однозначен: если нет чека, то есть штраф. Впрочем, в вопросе несформированных чеков в «Мой налог» не всё просто, поскольку закон и практика расходятся.

Содержание статьи

Какие у самозанятых есть обязанности?

Первая обязанность самозанятого — платить налог на профессиональный доход. Применяются две ставки:

  1. За услуги юрлицам и ИП — 6%.
  2. За услуги физлицам — 4%.

Налог рассчитывает ФНС по чекам, которые самозанятый выписал через приложение «Мой налог». Соответственно, вторая обязанность самозанятого — своевременно формировать чеки.

Важно: налоговая считает налог только по чекам. Инспектор не сможет заглянуть в выписку по вашей карте или в кошелёк, поэтому к чекам нужно отнестись внимательнее. Самозанятый неправильно сформировал чеки — налоговая не начислила налог. Государство не любит, когда граждане скрывают налоги, поэтому нарушителей найдут и накажут.

Третья обязанность самозанятого — предоставить чек заказчику. Физлица, которым вы оказываете услуги, вероятнее всего, отказываются от документов. Вы можете просто показывать в приложении, что оплату провели. Для надёжности высылайте чек в электронном виде: в мессенджер, на почту. Позже мы скажем, почему это важно.

Если вы работаете с юрлицами, то чек нужно формировать не только ради уплаты налогов. Для ИП и юрлиц важна бухгалтерская отчётность. Чек самозанятого — это часть отчётности. ИП на УСН используют расходы на оплату услуг, чтобы снизить налоговую базу. К тому же, если от самозанятого не пришёл чек, а деньги ему заплатили, ИП или юрлицо обязаны рассчитать НДФЛ и заплатить страховые взносы (то есть классифицировать исполнителя как обычное физлицо без особого налогового статуса). Получается, если вы не выписали чек, то работодатель потратил лишние деньги. Ваша репутация пострадала.

В Налоговом кодексе нет ответственности за нарушение сроков выдачи чека. Если вы его сформировали, но вовремя не выслали, ФНС вас не накажет. Но заказчик может предусмотреть штрафы в договоре ГПХ.

Итак, чтобы работать, не нарушая закон, придерживайтесь правила:

  1. Оказали услугу, сделали работу, передали товар.
  2. Получили оплату.
  3. Выписали чек в приложении «Мой налог».
  4. Передали чек клиенту.
  5. Уплатили налог.

Какие доходы самозанятый обязан проводить через приложение «Мой налог»?

Все доходы, которые получены от самозанятости, нужно указывать в приложении «Мой налог». То есть — выписывать на них чек. Даже если вы оказываете десятки услуг в день, все они должны быть отображены. Если вам передают наличные, то их тоже нужно учесть.

Никакие личные поступления отображать в приложении не нужно. Например, бабушка вам перечислили деньги в качестве подарка или родительский коллектив скидывал вам деньги на карту, чтобы сформировать фонд класса. Всё это остаётся личными деньгами, на которые налог платить не нужно.

Мы рассказываем об этих очевидных вещах, потому что в приложении «Мой налог» есть функция привязки дебетовой карты. Если ею воспользоваться, то все поступления на счёт будут расцениваться как доход самозанятого — вам придётся за них платить налог.

Функция удобна, если большой поток чеков, и вы забываете их вносить. Но тогда будьте внимательны и не путайте карту для самозанятости и карту для личных операций с деньгами.

Самозанятые, которые работают с юрлицами и ИП тоже могут столкнуться с автоматическим формированием чеков. Например, если заказчик использует системы электронного документооборота. Будьте внимательны и не задваивайте суммы: если чек формирует платформа, то вы уже ничего не должны проводить через «Мой налог».

Что будет, если самозанятый не выписал чек?

Если вы оказали услугу, сделали работы, продали товар, но чек не сформировали, то на эту сумму вам не начислят налог. Де-юре вы утаили доход. За это в Налоговом кодексе предусмотрен штраф.

  1. Нарушили в первый раз — 20% от суммы расчёта.
  2. Нарушили во второй раз — 100% от суммы расчёта.

Покажем на примере, как работает штраф.

Пример 1. Самозанятый получил за оказанные услуги 20 000 рублей. В приложении указал 15 000 рублей.

Штраф нужно заплатить с суммы 20 000 рублей. Если это первое нарушение, то ФНС взыщет 4 000 рублей.

Пример 2. Самозанятый оказал заказчику две услуги: одна на 800 000 рублей, а другая — на 1 000 000 рублей. Ни ту, ни другую сумму он не провёл в приложении. Значит, за первый чек ему выпишут штраф в 20%, а это 160 000 рублей, а за второй чек — 100%, то есть 1 000 000 рублей.

Представьте, что налоговая нашла десятки не выписанных чеков. Только за первый штраф будет 20%. За остальные — 100%. Суммы могут оказаться большими.

Что будет, если чек сформировать не вовремя?

Допустим, вы оказали заказчику услугу на 100 000 рублей. Чек не сформировали. Но потом контрагент решил всё-таки получить документ. Вам приходится проводить услугу через приложение «Мой налог». Причём делать это нужно задним числом.

Технических ограничений в приложении ФНС нет. Вы можете выписать чек за услугу, которую оказывали в прошлом году, позапрошлом. Проблема в том, что для налоговой вы автоматически станете нарушителем. Ваше раскаяние, признание вины и желание уплатить налог никто не примет во внимание — вам выпишут штраф. За первый не выписанный чек — 20%, за второй — 100%.

Можно уповать на то, что ФНС не заметит расхождение в датах или пожалеет вас. Но лучше готовьтесь к худшему. Всё-таки налоговая не занимается благотворительностью.

Проверяет ли налоговая самозанятых?

Есть прекрасная поговорка, которая описывает отношения налогоплательщиков и ФНС: «Не пойман — не вор». Стоит признать, что чеки нужно выписывать вовремя и платить налоги. Но вот вопрос: если чека нет, то как налоговая об этом узнает?

О нарушениях ФНС узнаёт, проводя проверку. Но рядовой инспектор районной налоговой службы не может по собственной инициативе встать из-за рабочего компьютера и пойти по району проверять самозанятых. Ему нужно согласовать действия в Управлении оперативного контроля ФНС. Бюрократия в налоговых кругах играет на руку самозанятым — проверки крайне редкое явление.

К тому же, если проверка начнётся, ФНС ещё нужно будет доказать, что вы не выписывали чеки. Налоговая не может просто суммировать все поступления на карту, вычесть из них указанный в приложении доход по самозанятости, а на разницу начислить налог. Нужны веские доказательства.

Опасаться стоит клиентов, которые могут нажаловаться в налоговую на то, что вы оказываете услуги без чека. Тогда ФНС начнёт проверку. Что они накопают — зависит от их усердия и вашей осторожности в финансовых вопросах.

Мы призываем выписывать чеки даже по наличным расчётам с физлицами, а сам документ пересылать клиенту. Это обезопасит вас и от недовольных людей, которые хотят вам насолить, и от контрольных закупок ФНС.

На данный момент можно сделать вывод, что проверки самозанятых — нечастое явление. На миллионы плательщиков НПД приходятся единицы судебных разбирательств, инициированных налоговой.

Стоит ли расслабляться? Конечно, нет. Посмотрите, как меняется налоговая система России. Тенденция к жёсткому фискальному давлению. Вопрос о том, будут или нет следить за самозанятыми не стоит. Следить будут. Налоги доначислять тоже будут.

Теги: Штрафы Бизнес Заработная плата Работа Налоги ФНС Самозанятые