Скидки на товары — прощайте? Возможно всё. Все, кто хвастался своими 30% процентами скидки на Wildberries, могут столкнуться с новыми реалиями — есть вероятность, что у них её больше не будет. Почему? В игру за их деньги включились крупные российские банки.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина поддержала инициативу крупных российских банков запретить скидки по собственным картам владельцам маркетплейсам. Она направила в Минэкономразвития предложение ограничить эти варианты на онлайн-площадках, пишет «Коммерсантъ».
Центробанк обеспокоен практикой, когда торговые площадки дают скидки при оплате товаров только своими картами. По мнению регулятора, это создает неравные условия для других участников рынка. Эльвира Набиуллина предлагает:
Крупные банки поддержали предложения главы ЦБ. Банкиры обратились к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой установить единые цены на товары на площадках — независимо от того, как покупатель собирается расплатиться. Руководители банков считают, что это поможет сделать справедливой конкуренцию и прекратить «ценовую войну».
Однако у инициативы есть противники. Законопроект о запрете скидок на маркетплейсах, который внёс Совет Федераций с подачи банков, депутаты отказались вносить на рассмотрение. Слуги народа считают, что нельзя запрещать покупателям маркетплейсов получать скидку, если платить картой площадки им выгоднее. После этого главе ЦБ пришлось подключиться к борьбе за деньги банкиров.
Не молчат и хозяева маркетплейсов. Основательница Wildberries Татьяна Ким предупреждает: отказ от скидок при оплате через аффилированные банки может ускорить рост инфляции. Цены на товары неминуемо вырастут, что ударит по кошелькам обычных покупателей. Товары на маркетплейсах подорожают в среднем на 35 процентов в случае отмены скидок в онлайн-рознице при оплате определённым способом. Такой прогноз дал научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Предложения Центробанка способны серьёзно повлиять на рынок онлайн‑торговли. С одной стороны, они могут сделать конкуренцию между банками и финансовыми организациями более честной, стабилизировать ценообразование.
Минэкономики ответило Набиуллиной, что закон «О платформенной экономике» уже позволяет правительству устанавливать требования к ценам на товары, размещённые на таких площадках. В ведомстве считают, что ограничения на скидки надо рассматривать комплексно, учитывая потенциальные последствия как для продавцов, так и для покупателей, а также их влияние на всю экосистему маркетплейсов.
С другой стороны, есть риски, что акций и скидок станет меньше, и покупки станут дороже. Сейчас вопрос находится на стадии обсуждения. Будем надеяться, что в итоге учтут интересы и бизнеса, и рядовых покупателей.