Если вы отсидели в отделении банка полтора часа, но не смогли решить свой вопрос, не спешите возмущаться и угрожать суровым возмездием. Эксперты уверяют: за плохое поведение финансовые организации могут внести вас в чёрный список. Кто попадает туда кроме конфликтных клиентов и какие ограничения это накладывает?
У финансовых учреждений есть реестры и базы данных, куда они заносят неблагонадёжных клиентов. Это не какая-то тайная книга изгнанных, а рабочие инструменты банков — чтобы соблюдать закон, снижать риски и не нарваться на штрафы от Центробанка. Агентство «Прайм» цитирует генерального директора Ассоциации развития финансовой грамотности Эльмана Мехтиева:
Некоторые такие «реестры» являются даже «межбанковскими» (например, БКИ) – но каждый кредитор сам решает, насколько для него является стоп-фактором информация, хранящаяся в БКИ, если только она не помогает соблюдать требования регулятора всего рынка
По словам Мехтиева, в такие чёрные списки попадают многие категории клиентов:
Получается, что в чёрные списки попадают не только злостные должники или коварные преступники. Простой человек может по неосторожности перевести деньги «не туда», например, если его убедят мошенники. Эльман Мехтиев советует:
Избегайте подозрительных переводов (например, «не работает терминал, переведите на телефон»). Будьте готовы пояснить банку смысл платежей и представить документы в их оправдание
В целом эксперт выделяет три шага, чтобы не попасть в чёрный список:
Попадёте вы в чёрный список или нет, но банки в любом случае отказывают клиентам, которые для них слишком рискованные. Лучший способ избежать проблем — быть финансово дисциплинированным. Если вы всё-таки подозреваете, что на вас наложены какие-то ограничения, читайте материал «Есть ли у банков чёрный список клиентов и что делать, если вы в него попали?».