Ситуация с топливом ухудшается с каждым днём. В одних регионах объявляют о дефиците и закрывают АЗС, в других — цены растут, обгоняя инфляцию. Эксперты говорят: проблема не в нехватке топлива. Почему же тогда приходится импортировать бензин из-за рубежа и что будет дальше?
Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба начали проверки. АЗС в регионах получают предупреждения из-за роста цен на топливо. Есть ли надежда, что вмешательство надзорных органов спасёт ситуацию? Для ответа разберёмся, что происходит.
В августе 2025 года первые признаки топливного кризиса проявились в резком росте биржевых котировок на бензин, хотя реального дефицита ещё не было. К сентябрю подорожание затронуло и дизель — несмотря на то, что Россия производит его в два раза больше, чем потребляет. Эксперты ожидали, что осенью ситуация наладится, но не тут-то было. Сейчас аналитики называют такие причины роста цен:
Последствия для рынка:
«Известия» цитируют доцента Финансового университета при правительстве Валерия Андрианова:
Если крупные компании могут некоторое время позволить себе торговать топливом в убыток, компенсируя потери за счёт иных видов деятельности (а также благодаря торговле сопутствующими товарами и оказанию услуг на АЗС), то малые полностью привязаны к оптовым ценам и не могут «опуститься» ниже их уровня. В итоге они повышают цены на своих заправках быстрее, чем растет инфляция
Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство планирует полностью запретить вывозить бензин до конца года, а также дизель, но только для трейдеров. Также думают откорректировать демпфер — повысить пороговые биржевые цены, чтобы сохранить выплаты нефтяникам. Однако эксперты считают, что меры будут более-менее эффективны лишь по дизельному топливу.