Представьте: вы купили подержанную машину у дилера, а позже узнали, что реальный пробег в два раза больше указанного. Деньги продавец возвращать не хочет. Вы решаете бороться через суд и полагаете, что выиграете. Но всё может оказаться не так, как вы себе представляете. Яркий пример – недавний спор в Волгограде. На его примере разберём, что может произойти в подобной ситуации и какова позиция судов.
Сергей решил купить новую машину. Опасаясь обмана, он не поехал на автобазар, а посетил салон. Там он купил BMW X6 с пробегом 117 000 километров. Продавец гарантировал юридическую чистоту, техническую исправность и даже дал гарантию. Цена показалась привлекательной, и Сергей подписал договор купли-продаж, оплатил покупку.
Практически сразу после покупки Сергей узнал через «Автотеку», что реальный пробег машины почти в два раза больше озвученного: вместо 117 000 км автомобиль уже наездил 250 000 км. Кроме того, продавец скрыл, что авто дважды побывало в аварии, что существенно влияет на техническое состояние транспортного средства. Салон уверял, что машина не битая и никогда не ремонтировалась.
При покупке Сергей обратил внимание на подтекание из шланга в районе двигателя. Но менеджер салона уверил, что этот недостаток легко устранить, если заменить шланг.
Однако впоследствии в автосервисе выяснилось, что замена шланга не решит проблему. Мастера сообщили, что нужно менять детали, которые обычно изнашиваются при пробеге намного больше 117 000 км.
Таким образом, салон, получается, обманул покупателя – продал ему машину, побывавшую не раз в аварии, со скрученным пробегом, да к тому же и со сложными неисправностями.
Сергей решил воспользоваться своими правами по закону «О защите прав потребителей». Для начала он отправил претензию в адрес салона.
В ней покупатель требовал расторгнуть договор и вернуть деньги. Салон ответил отказом. Тогда покупатель подал иск в суд.
В иске Сергей заявил, что его ввели в заблуждение. Пробег, история ДТП и реальное техническое состояние были важны при выборе машины.
Салон заявил, что получил автомобиль в таком состоянии от предыдущего владельца. Пробег и состояние зафиксированы в актах. О скручивании или авариях продавцу якобы ничего не известно.
Суд первой инстанции поддержал покупателя и указал, что салон должен нести ответственность за продаваемый товар. Продавец мог проверить автомобиль, но этого не сделал.
Апелляция оставила решение без изменений. Кассационный же суд неожиданно встал на сторону салона и направил дело на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении районный суд поддержал позицию кассации. В решении указано, что скрученный пробег – не причина для признания договора недействительным (решение Дзержинского районного суда Волгограда по делу № 2-477/2025 от 04.03.2025 г.)
Таким образом, суд счёл, что скрученный пробег сам по себе не даёт права требовать возврата денег. Чтобы договор признали недействительным, нужны другие основания, предусмотренные законом.
В подобных случаях покупатели могут оспаривать сделку, доказывая одно из двух:
Суд признает, что сторона сделки заблуждалась, если та:
Что касается обмана, то по статье же 179 ГК РФ им считается намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась.
В нашей истории Сергей рассчитывал на то, что скрученный пробег и скрытые дефекты – достаточный повод признать сделку недействительной. Именно так решили и две первоначальные судебные инстанции. Но суд рангом повыше постановил пересмотреть дело по-другому. В итоге спор Сергей проиграл.
Эта история показывает, что покупка автомобиля с пробегом всегда связана с рисками. Многие покупатели стремятся оформить сделку через автосалон, считая, что тот отвечает за недостатки автомобиля. Покупатели рассчитывают, что в случае, если вскроется обман, сделку можно будет оспорить.
Что же делать? – спросите вы. Неужели вообще никак нельзя защититься от обмана? Можно. Покупая подержанную машину, не рассчитывайте на других (салон, клятвы продавца), а берите специалиста, который проведет проверку. Причём и техническую (например, установит, что машину не раз красили или детали свидетельствуют о старости авто), и юридическую (нет ли ареста на машину или спора в суде). Лишний расход в несколько десятков тысяч рублей на оплату услуг таких помощников может сэкономить сотни тысяч рублей, не говоря о нервотрепке.