К списку новостей

Локализации такси ослабили «гайки»: что ждет водителей и пассажиров в 2026 году?

Выберу.ру
Вчера в 18:34
2
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Сегодня обсуждаем важное для таксистов — работа на личном авто. Раньше ты спокойно себе «бомбил» вечерами на своем «Форде». Но потом пришла беда, откуда не ждали — закон о локализации. Вроде все пропало, на иномарках работать нельзя. Иди Ладу Весту покупай, но нет. Правительство одобрило законопроект, который поможет водителям остаться в профессии, даже если их машина не соответствует новым требованиям. Давайте разберемся.

Неужели локализацию такси «откатили»? Иллюстрация «Выберу.ру»

С 1 марта 2026 года вступает в силу закон о локализации такси. Согласно ему, для работы в такси автомобиль допускается по следующим критериям:

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) — это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства исполнителя по производству продукции в предусмотренный срок, а также обязательства Российской Федерации в части гарантий стабильности налоговых условий и предоставления мер поддержки.

На первый взгляд, логика в поддержке отечественного автопрома есть. Но многие частные таксисты ездят на своих машинах, которые не соответствуют этим условиям.

Бежать! Или нет?

Эксперты подняли тревогу. Опрос компании «РОМИР», пишет РБК, среди 1,5 тыс. водителей показал:

  1. Лишь 5% готовы купить новую машину, чтобы соответствовать закону;
  2. Более половины самозанятых может уйти из профессии без послаблений;
  3. Больше половины таксистов ошибочно полагают, что их автомобили «локализованы», хотя таких всего 20%.
Без изменений рынок такси мог бы серьезно пострадать. Не все согласятся пересаживаться на отечественные автомобили и просто уйдут из профессии. Это привело бы к дефициту водителей, росту цен и даже к развитию «теневого» парка «бомбил».

Включаем заднюю

Депутаты подготовили законопроект, который правительство поддержало с оговорками. В этом варианте условия для регистрации автомобилей в качестве такси выглядят иначе:

1. Квота в 25%. Частные водители смогут зарегистрировать свои машинки, даже если они не соответствуют этому закону. Но таких машин должно быть не больше 25% от всех такси в регионе. Кто и как это будет воплощать – большой вопрос.

2. Автомобиль в собственности минимум 6 месяцев.

3. Водитель работает самостоятельно, без привлечения других людей.

4. Срок действия. Квота вводится до 1 января 2033 года, тем самым власти дают рынку время на переходный период.

Кто будет проверять процесс?

Минтранс будет ежегодно устанавливать лимиты количества машин. Для 2026 года возьмут данные в региональном реестре такси на 28 февраля. С 2027 года будут использовать данные на 31 декабря предыдущего года. Непонятно? Сейчас.

Предположим, в регионе зарегистрировано 10 000 такси. Это значит, что 2 500 из них могут быть «нелокализованными», при условии, что водители соответствуют критериям.

А если таких машин будет больше? Это повлечет неизбежные последствия:

В итоге шаги навстречу частным извозчикам могут успокоить ситуацию на рынке и избежать ухудшения условий работы такси.

Глас народа

Самозанятые таксисты вдохнули с облегчением: у них появился шанс продолжить работать на своих машинах. Но многие все еще не понимают, как будет работать новая система.

Таксопарки относятся к предложению осторожно. Они закупили локализованные автомобили, и для них новая мера может создать неравные условия в работе — на иномарках люди ездят охотнее.

Эксперты подчеркивают:

Необходимо четко прописать условия квоты и предотвратить «серые схемы». Например, чтобы водители не меняли регистрацию машин каждые 6 месяцев ради обхода правил

В конце концов законопроект отправили на доработку. Правительство просит уточнить:

  1. Как именно будут считаться «региональные квоты».
  2. Что делать с «нераспределёнными» местами.
  3. Какие документы подтвердят право на квоту.

Изменения — это шанс для таксистов остаться в профессии. Будем следить за развитием событий и надеяться, что все стороны найдут компромисс и с учетом интересов всех участников рынка.

Но сама поддержка этой инициативы — обнадеживающий сигнал. Похоже, власти действительно стремятся найти баланс между поддержкой автопрома и обеспечением доступности такси для пользователей.

Закрепляем материал

Итак, что стоит запомнить:

Всё это пока находится на стадии законопроекта и дискуссии, а конкретные правила будут уточняться в дальнейшем.

Что это означает для вас? Если вы водитель такси — у вас есть время обдумать, менять ли автомобиль или нет.

Теги: Авто Минтранс Городской транспорт Услуги Бизнес Законы Законопроекты Водители

Статьи и новости по теме: