Сегодня обсуждаем важное для таксистов — работа на личном авто. Раньше ты спокойно себе «бомбил» вечерами на своем «Форде». Но потом пришла беда, откуда не ждали — закон о локализации. Вроде все пропало, на иномарках работать нельзя. Иди Ладу Весту покупай, но нет. Правительство одобрило законопроект, который поможет водителям остаться в профессии, даже если их машина не соответствует новым требованиям. Давайте разберемся.
С 1 марта 2026 года вступает в силу закон о локализации такси. Согласно ему, для работы в такси автомобиль допускается по следующим критериям:
Специальный инвестиционный контракт (СПИК) — это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства исполнителя по производству продукции в предусмотренный срок, а также обязательства Российской Федерации в части гарантий стабильности налоговых условий и предоставления мер поддержки.
На первый взгляд, логика в поддержке отечественного автопрома есть. Но многие частные таксисты ездят на своих машинах, которые не соответствуют этим условиям.
Эксперты подняли тревогу. Опрос компании «РОМИР», пишет РБК, среди 1,5 тыс. водителей показал:
Депутаты подготовили законопроект, который правительство поддержало с оговорками. В этом варианте условия для регистрации автомобилей в качестве такси выглядят иначе:
1. Квота в 25%. Частные водители смогут зарегистрировать свои машинки, даже если они не соответствуют этому закону. Но таких машин должно быть не больше 25% от всех такси в регионе. Кто и как это будет воплощать – большой вопрос.
2. Автомобиль в собственности минимум 6 месяцев.
3. Водитель работает самостоятельно, без привлечения других людей.
4. Срок действия. Квота вводится до 1 января 2033 года, тем самым власти дают рынку время на переходный период.
Минтранс будет ежегодно устанавливать лимиты количества машин. Для 2026 года возьмут данные в региональном реестре такси на 28 февраля. С 2027 года будут использовать данные на 31 декабря предыдущего года. Непонятно? Сейчас.
Предположим, в регионе зарегистрировано 10 000 такси. Это значит, что 2 500 из них могут быть «нелокализованными», при условии, что водители соответствуют критериям.
А если таких машин будет больше? Это повлечет неизбежные последствия:
Самозанятые таксисты вдохнули с облегчением: у них появился шанс продолжить работать на своих машинах. Но многие все еще не понимают, как будет работать новая система.
Таксопарки относятся к предложению осторожно. Они закупили локализованные автомобили, и для них новая мера может создать неравные условия в работе — на иномарках люди ездят охотнее.
Эксперты подчеркивают:
Необходимо четко прописать условия квоты и предотвратить «серые схемы». Например, чтобы водители не меняли регистрацию машин каждые 6 месяцев ради обхода правил
В конце концов законопроект отправили на доработку. Правительство просит уточнить:
Изменения — это шанс для таксистов остаться в профессии. Будем следить за развитием событий и надеяться, что все стороны найдут компромисс и с учетом интересов всех участников рынка.
Но сама поддержка этой инициативы — обнадеживающий сигнал. Похоже, власти действительно стремятся найти баланс между поддержкой автопрома и обеспечением доступности такси для пользователей.
Итак, что стоит запомнить:
Всё это пока находится на стадии законопроекта и дискуссии, а конкретные правила будут уточняться в дальнейшем.
Что это означает для вас? Если вы водитель такси — у вас есть время обдумать, менять ли автомобиль или нет.