К списку новостей

«Зарабатываем на невнимательности». Что делать, если банк списал деньги и комиссии?

Лада Бонн
Вчера в 14:30
135
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Банк неожиданно списал деньги. За подписку, уведомления, автоматическое продление услуг… Теперь это происходит регулярно в самых разных кредитных учреждениях. Законно ли это и что делать, если вы не согласны платить за навязанные услуги?

Что делать, если банк списал деньги непонятно, за что? Фото: freepik.com

Теневая сторона банковских услуг: незаметные списания и скрытые комиссии

Российские банки массово подключают клиентам платные услуги без их ведома. Об этом говорят жалобы пользователей. Люди сталкиваются с таинственными списаниями за уведомления или «премиальные» сервисы, о которых не помнят и на которые, как им кажется, они не соглашались. Банки таким образом зарабатывают на невнимательности клиентов, особенно в условиях сокращения кредитования.

Какие услуги банки навязывают чаще всего?

Альфа-банк, Газпромбанк, Ак Барс Банк и другие кредитные организации активно списывают деньги за:

Банк может подключить самые разнообразные платные подписки и услуги. «Известия» цитируют главу проекта «Народного фронта» «За права заёмщиков» Евгению Лазареву:

Многие заёмщики с удивлением узнают о подключенных допуслугах, среди которых, помимо бесполезного антимошеннического страхования, встречаются и СМС-информирование, и особые условия обслуживания, и телемедицина, и даже услуги астролога

Однако Центробанк всегда против любых скрытых комиссий и списаний. Как же тогда происходят такие ситуации? Тут есть несколько вариантов, которые кажутся вполне законными.

  1. Банки оставляют окошки о согласии на платные услуги в договорах, а клиенты ставят галочки и подписывают бумаги, не читая.
  2. Клиентам приходят незаметные push-уведомления, которые легко пропустить.
  3. Условия отключения услуг прячут в сложных разделах мобильного приложения.
Реклама
Реклама
Выездной менеджер Сбербанка, там, где удобно вам
Оформляйте продукты и получайте услуги в любом удобном для вас месте
Подробнее

Особенно уязвимы пожилые люди, которые не всегда отслеживают операции по карте. Например, у одной пенсионерки из-за скрытых комиссий накопился долг в 8 000 рублей.

Чтобы не тратиться на платные услуги, всегда проверяйте в приложении банка, какие пакеты у вас подключены. Особенно важно сделать это сразу после открытия новой дебетовой или кредитной карты: даже если вы упустили что-то в договоре, в приложении зачастую можно отключить ненужные услуги, прежде чем за них спишется оплата.

Экономист Алексей Кричевский отмечает:

Защита может быть простой: нужно читать договор и не тушеваться, если какие-то его пункты человека не устраивают. Клиент имеет право потребовать их удаления из документа

Что делать, если банк списал деньги без спроса?

Если вы заметили, что банк списал деньги за какую-то неведомую услугу, сначала попытайтесь понять с помощью мобильного приложения или интернет-банка, как само кредитное учреждение оправдало расходы и на что потрачены деньги в истории операций. Что делать, если вы не соглашались на оплаченные услуги?

  1. Проверить договор — возможно, там есть мелкий шрифт о платных услугах.
  2. Отключить подписки — иногда для этого нужно зайти в «скрытые» настройки приложения.
  3. Пожаловаться — в банк, Центробанк, Роспотребнадзор.
  4. Фиксировать доказательства — скриншоты, записи разговоров, переписку с поддержкой — и обращаться в суд.
  5. Можно пожаловаться на банк через «Госуслуги» — там есть функция «Сообщить о проблеме».

Если вы смогли доказать, что банк нарушил ваши права, списав деньги, то кредитному учреждению могут выписать штраф. Однако наказание рублём за нарушения (до 300 000 рублей) не останавливают финансовые организации от хитрых схем. Поэтому ваши деньги — только в ваших руках.

Теги: Банковские карты Дебетовые карты Карты рассрочки Кредитные карты Население Общество

Статьи и новости по теме: