Разговоры о возможной заморозке вкладов не утихают. Несмотря на то, что Банк России уже неоднократно называл подобное чуть ли не глупостью, эксперты находят всё новые и новые поводы для обмусоливания этой темы. В частности, сейчас фактическая блокировка депозитов населения подаётся как способ уничтожения избыточной денежной массы.
Заморозка вкладов в России. Фото: нейросеть
Заморозка вкладов как способ уничтожить лишние деньги
На днях экономист Игорь Липсиц (Минюст признал его иностранным агентом), отвечая на вопрос, как в России будут стерилизовать избыточную денежную массу, назвал несколько возможных вариантов:
Возобновление импорта из недружественных стран. Чем больше товаров приедет из-за границы, тем быстрее население избавится от лишних денег.
Гиперинфляция. Чем выше цены, тем быстрее при сохранении потребностей закончатся лишние деньги. В качестве примера эксперт привёл 1992 год — тогда инфляция достигала 2 620%.
Изъятие сбережений в разной форме. Каждая из них предусматривает невозможность использования денег по прямому назначению.
Нынешнюю денежную массу считают избыточной из-за небывалого роста. Так, с 2018 по 2022 годы она увеличивалась в среднем на 10% в год, лишь изредка превышая этот порог, свидетельствуют данные Банка России. Но, начиная с июля 2022 года, рост резко ускорился и через год достиг почти 25%. С тех пор денежная масса растёт повышенными темпами, отчасти за счёт высоких процентных ставок по вкладам.
Несмотря на то, что Игорь Липсиц назвал изъятие сбережений в последнюю очередь, он уделил этому варианту много больше внимания, чем остальным. Эксперт вспомнил и павловскую реформу 1991 года, и не совсем корректные высказывания министра финансов Антона Силуанова полуторагодичной давности. Тогда глава Минфина заявил:
В первую очередь мы планируем задействовать те сбережения граждан, которые сегодня ещё находятся либо на руках у населения, либо не участвуют в активных инвестиционных программах. А таких сбережений находится у граждан более 40 трлн рублей. Хорошие ресурсы, этот ресурс может как приносить доход гражданам, так и использоваться как источник для экономического развития
Что именно имел в виду Антон Силуанов, мы разбирали здесь. Спойлер: он так анонсировал программу долгосрочных сбережений (ПДС), которую, кстати, можно рассматривать как мягкую заморозку вкладов. За счёт госсофинансирования и налоговых вычетов власти простимулировали население положить деньги на 15 лет минимум. По данным Банка России, за 2024 год к ПДС присоединилось 2,8 млн человек, внеся на счета 205 млрд рублей.
Вспомнил эксперт и недавнее предложение президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина направить сбережения населения на новую приватизацию. Разумеется, Игорь Липсиц считает, что приватизировать будут «полуживые предприятия», акции которых никому не нужны. Также упомянул он и изъятие сбережений через выдачу банковских кредитов тем самым «полуживым предприятиям».
Почему заморозки вкладов не будет
Но прежде чем поддаваться панике и снимать деньги, теряя доход, нужно помнить два важных фактора, о которых Игорь Липсиц и ему подобные эксперты почему-то забывают:
Банковские вклады не лежат мёртвым грузом в хранилищах. Деньги, которые мы принесли, уже вложены — в кредиты, акции, облигации и так далее. Они работают. Приносят доходы, чтобы обеспечивать деятельность самих банков и выплату процентов по вкладам. Поэтому не получится заморозить депозиты и перенаправить средства туда, куда нужно властям. Это технически невозможно. Хотя, конечно, правительство может попросить банки купить гособлигации Минфина или выдать кредит «полуживому предприятию». Но эти сделки никак не касаются нас, вкладчиков, — это дела между властями и банками.
Бо́льшая часть банковских депозитов принадлежат богатым людям, олигархам, если хотите. Из общей суммы (57,9 трлн рублей на 1 апреля 2025 года, по данным Банка России) 70% находятся в собственности 10% самых обеспеченных россиян. Значит, при любом изъятии сбережений в первую очередь пострадают именно они, а не те, кто с трудом наскрёб 2-3 млн рублей на старость, а то и меньше. Однако в то, что власти пойдут на конфликт с держателями больших денег, слабо верится.
Подводим итоги: заморозки вкладов в той форме, о которой говорят отдельные эксперты, скорее всего, не будет. Разве что будут мягко способствовать тому, чтобы не тратили деньги. Например, продвигать безотзывные сберегательные сертификаты, увеличивая по ним сумму страховки. Остаётся только два варианта — либо наращивание импорта, а для этого нужно закончить СВО, либо высокая инфляция, которую мы видим не первый год, и которая будет оставаться таковой, по прогнозам экспертов, близких к Кремлю.