Падение цен на нефть до 60 долларов за баррель уже вынудило Минфин увеличить прогноз «дыры» в бюджете с 1,2 трлн до 3,8 трлн рублей. Но это ещё не конец. ОПЕК+ объявила о дополнительном увеличении добычи с июня, что снизит цены ещё сильнее. В такой ситуации в российском бюджете могут закончиться деньги, в том числе на выплату пенсий и пособий.
С июня 2025 года ОПЕК+ увеличит добычу нефти на 411 000 баррелей в сутки. Об этом говорится в сообщении организации. Это уже второе наращивание производства подряд. С мая добыча нефти также увеличилась на 411 000 баррелей в сутки, что привело к резкому падению цен.
Так, в апреле 2025 года стоимость барреля Brent упала с 74 до 62 долларов. Сегодня, 5 мая, котировки опустились ниже 60 долларов за баррель. Нефть российской марки Urals стоит ещё дешевле.
На наращивании производства нефти настояла Саудовская Аравия, которая таким образом хочет наказать Казахстан и Ирак. Эти страны постоянно нарушают договорённости и добывают больше, чем положено по соглашению ОПЕК+.
Не исключено, что это не последнее увеличение добычи. Саудиты пообещали, что если Казахстан и Ирак продолжат нарушать соглашение, то производство нефти будет увеличено на 2,2 млн баррелей в сутки. То есть Саудовская Аравия начнёт добывать столько топлива, сколько может.
Противостояние участников соглашения ОПЕК+ больно ударит по российской казне. Минфин уже пересмотрел параметры бюджета 2025 года. В частности, дефицит (отрицательная разница между доходами и расходами) был увеличен до 3,8 трлн рублей (1,2 трлн ранее). Основная причина — падение нефтегазовых доходов. Если раньше ведомство рассчитывало собрать с энергоресурсов 10,9 трлн рублей, то теперь — только 8,3 трлн.
Причём пересмотр бюджета произошёл ещё до того, как ОПЕК+ объявил об увеличении добычи нефти с июня. Не учёл Минфин в этих параметрах и то, что Саудовская Аравия готова полностью открыть «нефтяной вентиль». Другими словами, «дыра» в российском бюджете может оказаться ещё больше.
При этом заткнуть «дыру» особо нечем. Объём ликвидных активов в Фонде национального благосостояния (ФНБ) к 1 апреля 2025 года снизился до 3,3 трлн рублей. Под ликвидными понимаются активы, которые в любой момент можно превратить в реальные деньги.
Остаётся только два варианта. Либо занимать средства на рынке (размещать гособлигации), либо девальвировать рубль. При падении цен на нефть Минфин, скорее всего, будет использовать оба варианта — причём так, чтобы из ФНБ взять по минимуму. Нельзя, чтобы в фонде не осталось ни копейки.