Вы купили S.T.A.L.K.E.R. 2, запустили игру и вдруг задумались: а можно ли вообще это делать? С ноября 2025 года студия GSC Game World*, создавшая культовую серию, объявлена в России нежелательной организацией. Геймеры шокированы. Что означает этот статус, можно ли играть или стримить? Разбираемся во всех рисках.
Генпрокуратура объявила украинскую студию GSC Game World* нежелательной организацией. Это решение затронуло одну из самых известных игровых серий в Восточной Европе — S.T.A.L.K.E.R., а также стратегию «Казаки». Само по себе признание не запрещает существующие копии игр и не делает их владение преступлением. Например, так было с «Миром танков». Но меняет всё, что связано с любым взаимодействием между российскими пользователями и разработчиком. Именно это вызывает тревогу у геймеров.
Причины решения Генпрокуратуры лежат в плоскости политики. Ведомство заявило, что студия поддерживает украинские вооружённые силы, а её продукция формирует «образ России как государства-агрессора». В прошлом году компания действительно выпускала материалы, которые трактовались российскими властями как дискредитирующие страну.
Все эти детали важны для понимания ситуации. Статус нежелательной организации не присваивают просто так. Он всегда связан с оценкой угрозы для государства. Именно поэтому любые действия, которые могут выглядеть как поддержка, оказываются под вниманием властей.
Адвокат Александр Передрук объясняет в интервью «Фонтанке»: опасность возникает там, где действия пользователя могут выглядеть как поддержка студии. Например, если стример показывает игру в прямом эфире и на экране появляется логотип разработчика. Это уже может считаться участием в распространении материалов нежелательной организации. В таком случае придётся заплатить штраф — до 25 000 рублей. Если нарушение повторится, возможна уголовная ответственность.
Отдельный вопрос — покупки. Сам факт приобретения игры пока массово не признаётся финансированием. Но юристы отмечают, такая трактовка возможна, если будет доказано, что пользователь сознательно направил деньги компании, деятельность которой запрещена. За это грозит тюремный срок до 5 лет. Пока нет ни одного случая, когда покупку игры квалифицировали так. Но после официального признания нежелательного статуса риск повышается. Формально игрок уже должен знать, что оплачивает продукт такой компании.
Часть экспертов считает угрозы преувеличенными. Адвокат Наталья Рожкова уверена: на практике геймеров не тронут. Прецедентов нет, да и сама индустрия давно привыкла к блокировкам. По её мнению, юридические риски скорее теоретические, чем реальные. Но другая часть адвокатов предупреждает, что широкие формулировки закона дают возможность применять его гораздо строже, чем сейчас.
Конечно, есть и более осторожные юристы, например адвокат России Людмила Айвар. Она отмечает в интервью с «Лентой.ру»: стримы, обзоры и публикация ссылок на игру — уже зона прямой ответственности. Это распространение материалов нежелательной организации. Штраф для граждан — 5 000-15 000 рублей. Если публикации носят систематический характер, возможно лишение свободы до 6 лет.
На фоне юридических неопределённостей появляется и бытовой контекст. Зампред ИТ-комитета Госдумы Антон Горелкин заявил в своём telegram-канале, что маркетплейсы (например, Steam), вероятно, снимут с продажи игры и весь мерч. Он даже рекомендовал игрокам избавиться от атрибутики GSC Game World* «во избежание проблем». Это мнение не основано на правовой норме, но отражает атмосферу вокруг ситуации.
На практике — главное не совершать действий, которые выглядят как публичное продвижение студии. Личное владение игрой или прохождение без стримов пока не считается нарушением. Но публичные публикации, регулярные трансляции, покупка нового продукта или донаты — это уже зона ответственности, где многое зависит от трактовки умысла.
Пока нет ни одного случая наказания рядовых игроков за S.T.A.L.K.E.R. или тот же «Мир танков». Но отсутствие прецедентов не означает, что нет рисков.
Вывод простой. Для российских геймеров риски есть, и они связаны не с игрой как таковой, а со статусом разработчиков. Чтобы избежать проблем, достаточно убрать публичную активность вокруг продукции студии. Дальше ситуация будет зависеть от того, как активно государство решит применять эти нормы на практике.
*Организация, признанная нежелательной на территории РФ