Такси в России рискует стать дефицитным. Госдума приняла закон, который с 2026 года запретит возить пассажиров на иномарках, если они не собраны в России. Разберёмся, о чём новые поправки, что будет с ценами и работой для водителей.
Госдума утвердила законопроект о локализации легковых автомобилей в такси. Документ приняли сразу во втором и третьем чтениях. Согласно нововведениям, уже с 1 марта 2026 года работать в такси смогут только машины, собранные в России. Это не просто рекомендация — это обязательное требование. Иначе прощай разрешение на перевозки.
Главные причины — поддержка автопрома, рост производства, рабочие места. Но из-за этих требований отрасль может лишиться до полумиллиона машин, согласно исследованию Аналитического центра при правительстве. Именно столько автомобилей сегодня не соответствуют критериям, которые указали в поправках.
Чтобы машину можно было использовать в такси, она должна соответствовать одному из этих критериев:
Новые требования вступают в силу не сразу же. Для некоторых территорий России есть отсрочки. В Сибири и Калининграде они начнут действовать только с 1 марта 2028 года. Для Дальнего Востока с 1 марта 2030 года.
Сильнее всего пострадают те, кто подрабатывает в такси и выполняет пару заказов в день на семейной машине. Им никто не компенсирует затраты. Покупать Lada или «Москвич» за свои — слишком дорого с учётом уже имеющейся машины и цен на отечественные авто.
Отсюда может появится первое и очевидное последствие — такие таксисты уйдут в «тень». То есть будут работать неофициально, прямо как в начале 2000-х.
Второе последствие, которое и наделало шума — вырастет цена поездок. Об этом говорили отраслевые эксперты с момента появления законопроекта. И это действительно реальный исход. Новые машины обойдутся дороже, их сложнее обслуживать, а водителей станет меньше. Всё издержки бизнеса неизбежно лягут на плечи пассажиров. Особенно в небольших городах, где выбрать и так не из чего.
В итоге таксистам нужно менять машины или искать другую работу. Пассажирам — готовиться к росту цен. Агрегаторам — перестраивать бизнес. Возможно, часть водителей вернётся — если появятся программы субсидий, скидок, льгот на покупку локализованных авто. Пока же в отрасли тревога, а из льгот только автокредит, про который мы подробно рассказали в этом обзоре.