К списку новостей

Владельцам иномарок грозят миллионные доплаты по утильсбору: что происходит?

Дарья Кабанова
Вчера в 10:55
2701
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Водителям приходится сегодня нелегко: за год им подняли стоимость техосмотра, пошлин, ОСАГО и скоро поменяют правила утильсбора. Но на повестке траты пострашнее. Тысячи россиян, купивших автомобили из Казахстана, получили уведомления о необходимости доплатить за утиль. Суммы доходят до миллионов, а за отказ — могут аннулировать электронный ПТС. Почему требуют доплату и как понять, есть ли вы в зоне риска?

Россиян просят доплатить утильсбор за иномарки. Фото: freepik.com

Федеральная таможенная служба начала массово доначислять утильсбор владельцам автомобилей, ввезённых из Казахстана. По данным telegram-канала «Baza», речь идёт примерно о 30 000 машин марок Hyundai, Kia и Skoda. Владельцы уже получили уведомления о доплате, и суммы пугают:  от 750 000 до 3,5 млн рублей.

Многие водители недоумевают: при ввозе машин в Россию весной 2024 года таможня принимала документы без вопросов. Тогда все платили установленный сбор — от 667 000 до 1,9 млн рублей. Но теперь региональные отделы ФТС требуют доплат, в то время как Центральная акцизная таможня продолжает работать по старым правилам.

Почему требуют доплаты?

Автомобили Hyundai, Kia и Skoda собирают в Казахстане в особой экономической зоне (ОЭЗ). По правилам ЕАЭС, продукция из таких зон может считаться местной и ввозиться в Россию на льготных условиях. В частности, производители и импортеры платили только коммерческий утильсбор.

Как объяснили в ФТС, автомобили, собранные в Казахстане в особой экономической зоне, оказываются, имеют импортную декларацию. Это означает, что формально машины считаются ввезённым не из ЕАЭС, даже если собраны в Казахстане. В таком случае, по закону на них должен начисляться полный утильсбор, который зависит от года выпуска, мощности, массы машины и может достигать 3,5 млн рублей.

Казалось бы, в такой спорной ситуации должны помочь суды, но сторону ФТС поддержали. В Архангельской области несколько решений приняли в пользу таможни — водителей обязали выплатить не только доплату, но и пени. Казахстанская сторона от вмешательства отказалась, заявив, что действия ФТС не входят в её компетенцию. Между тем инициативная группа автовладельцев направила обращение председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой ввести мораторий на взыскания для машин, ввезённых до октября 2024 года. Ответа пока нет.

Получается, если у вашей машины была импортная декларация, то и вас могут обязать доплатить утильсбор.

Такие споры с таможней не редкость. Последний раз в апреле 2025 года водители получали аналогичные письма, но уже из-за нарушений правил ввоза: льготную ставку для утиля нельзя использовать для машин на продажу

Теги: Премиум-товары Авто Водители Бизнес Услуги Общество Цены Финансы

Статьи и новости по теме: