Вокруг ЕГЭ каждый год возникает много скандалов. В 2025 году Рособрнадзор решил навести порядок и разбирает проблемы в режиме реального времени через "Госуслуги". Частью этих проблем стали жалобы учеников. Расскажем. на что и когда можно жаловаться при проведении ЕГЭ.
Одно из главных требований к проведению любого экзамена — он должен проходить в комфортных условиях, следует из документа «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования». Например, если в помещении слишком шумно, плохо пахнет, но ЕГЭ всё равно начался — это повод для жалобы. Ход экзамена не должно ничего прерывать.
Кроме того, есть чёткий список действий, которые организаторы обязаны выполнить перед и во время экзамена:
Если организаторы нарушили хотя бы одно требование из этого списка, то вы можете подать жалобу.
Другими причинами пожаловаться могут стать действия организаторов или членов государственной экзаменационной комиссии. Список нарушений открытый, но в общем они не могут нарушать личное пространство, подсказывать вам или предлагать «договориться» о помощи за деньги или услуги и т.д.
Также организаторы не могут запретить вам:
Кроме того, вы имеете право просить открыть или закрыть окно, шторы и жалюзи, а также обращаться к организаторам с вопросами, не связанными с проведением экзамена.
Место, в котором вы пишете ЕГЭ, должно быть соответствующим образом оборудовано. Например, если вы пишете экзамен по русскому языку, а в аудитории висят незакрытые стенды с правилами русского языка — это нарушение.
Другой интересный момент — часы. Они должны работать и находиться в поле зрения всех участников экзамена. Организаторы обязаны настроить часы на точное время, и оно должно совпадать со временем на рабочем компьютере организаторов.
Пожаловаться после того, как вы узнаете результат ЕГЭ, нельзя. Это нужно сделать сразу, пока вы не вышли из здания, в котором писали экзамен. Чтобы пожаловаться, следуйте простой схеме:
Вам обязаны дать ответ в течение двух дней. Если жалобу признали обоснованной, то вы сможете пересдать экзамен в другую дату. Если нет — результат останется.
Если комиссия не хочет с вами общаться или правила нарушили в отношение другого человека, вы можете пожаловаться напрямую в Рособрнадзор. В каждом регионе номер горячей линии свой, найти нужный вам можно здесь.
С этого года сообщить о нарушениях также можно через «Госуслуги». В каждом экзаменационном пункте должен стоять плакат с QR-кодом, который поможет вам связаться с сотрудником Рособра через портал.Проблема лишь в том, что сигнал у места проведения экзамена глушат и связи может не быть. В некоторых регионах можно пожаловаться в чат-бот «Сферума», но эта услуга пока работает в тестовом режиме.