Многие покупатели слышали фразу на кассе: «Чек нужен?» Кто-то соглашается взять длинную бумажную «простыню», а кто-то отказывается. Для чего кассир задаёт этот вопрос? Если по закону чек надо пробивать, то зачем спрашивать? Другое дело, когда это делать необязательно. Разбираемся: должны ли продавцы выдавать чек всегда или это происходит только по запросу?
Закон обязывает всех продавцов выдавать чеки. Это правило указано в ст. 493 ГК РФ. Там сказано, что продавец должен подтвердить факт покупки документом. Он может быть представлен:
Продавец обязан выдать чек также в силу статьи 1.2 закона № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Все коммерсанты при продаже товаров используют ККТ или онлайн-кассы (специальное мобильное приложение). Учёт ведётся и для того, чтобы каждый потребитель получал чеки, а налоговая служба видела доходы магазина. Таким образом, закон устанавливает единую для всех продавцов обязанность выдавать чек.
Чек нужно выдавать всегда, независимо от того, просит его покупатель или нет. Это правило касается всех типов магазинов. Исключение составляют случаи, когда кассовый аппарат сломался. Но даже тогда продавец обязан предоставить документ о покупке. Например, выписать товарный чек.
Существует два вида чеков: бумажные и электронные. Бумажный чек печатается на кассовом аппарате. Электронный отправляется на телефон или электронную почту. Оба варианта имеют одинаковую юридическую силу.
Электронный чек стал популярным благодаря удобству. Его можно сохранить и использовать при возврате товара. Однако продавец обязан предложить покупателю выбор формата.
Существует два вида чеков: бумажные и электронные. Бумажный чек печатается на кассовом аппарате. Электронный отправляется на телефон или электронную почту. Оба варианта имеют одинаковую юридическую силу.
Какой чек взять выбирает именно покупатель. Несмотря на то, что электронный чек более выгоден продавцу — не надо тратить деньги на бумагу, продавец обязан предложить покупателю выбор формата. Если тот запросит распечатать документ, продавец не вправе отказать.
Допустим, продавец не выдал чек. Неважно – сам по себе или потому что покупатель отрицательно мотнул головой на вопрос «Чек нужен?» В этот момент работник магазина нарушил закон. По ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ, если продавец не выдал чек на бумаге или не отправил электронный чек, ему могут выписать предупреждение или назначить штраф.
Если чек не выдали, покупатель может пожаловаться в налоговую инспекцию (ИФНС) или Роспотребнадзор. Налоговая служба проверяет соблюдение правил работы с кассами. Роспотребнадзор защищает права потребителей. Любое из этих ведомств рассмотрит жалобу и примет меры.
Тогда почему кассиры продолжают спрашивать, нужен или не нужен чек? Всё дело в том, как описано нарушение в ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ. В ней предусмотрено наказание для случаев, когда организация или ИП при использовании кассы не отправили покупателю электронный чек или не выдали бумажный чек по его просьбе, когда это требуется по закону.
Тогда не совсем понятно – а как ещё кассир должен вам выдать чек, кроме как не распечатать его на бумаге? Оказывается, существует уже немало способов.
По общему правилу при расчёте продавец должен выдать чек на бумаге. Но если покупатель до оплаты сообщил номер телефона или электронную почту, то чек можно отправить в электронном виде. Это разрешено, если оборудование поддерживает такую функцию (п. 2 ст. 1.2 закона 54-ФЗ).
Получается, что когда кассир вас спрашивает, нужен ли чек, он интересуется именно формой этого документа – стоит ли вам его печатать на бумаге или просто прислать?
Вы замечали, что когда отказываетесь от бумажного чека, вы всё равно получаете документ о покупке на электронную почту или покупка отражается в приложении? Всё очень просто.
Большие магазины выпускают свои карты лояльности, через которые мы пользуемся всякими скидками, бонусами, копим баллы. Те, кто хочет экономить и быть в курсе акций, старается такие карты оформить.
Большинство этих карт лояльности бесплатны или стоят символическую сумму. Когда мы заполняем анкету, мы указываем и свой номер телефона, и адрес электронной почты. Всё это магазин учитывает в своих программах.
Именно поэтому мы можем пользоваться скидками, не беря с собой пластиковый прямоугольник карты лояльности. Можно предъявить штрих-код из мобильного приложения или вообще просто сказать номер телефона на кассе. Программа «опознает» вас и применит льготные условия покупки, как для постоянного клиента.
В тот же момент система понимает и то, куда ей надо отправить чек – на вашу почту или телефон. Продавец отсканировал товар, получил оплату, завершил покупку. Сформированный чек, который не распечатали, программа автоматически отправляет в электронном виде на ваши реквизиты почты или телефона.
Таким образом: