Одни родители хвалятся, что наконец-то нашли ключ к успеху и знают, как мотивировать ребёнка. Принёс «пятёрку» по чтению или помыл посуду? Получи 1 000 рублей. «Схема работает идеально: сразу стал учиться и помогать по дому», — делятся они. Другие родители негодуют: «Почему я буду платить за то, что ребёнок и так должен сделать? Мы же семья!» Они убеждены, что у каждого есть свои обязанности по дому, за это никто не получает денег, а учиться надо ради знаний и будущего, а не ради очередного гаджета и пачки чипсов. О том, как мотивировать ребёнка и стоит ли делать это с помощью денег, рассуждают психологи, кандидаты наук и авторы книг.
В целом, важны не вопросы «платить ли за оценки» и «можно ли лишать карманных денег». Важна чётко выстроенная внутренняя мотивация ребёнка. Без неё деньги, гаджеты, велосипеды и прочая «валюта» как внешний стимул будут работать лишь на короткой дистанции. Существуют разные виды мотивации, и деньги — лишь один из них. Как и любой другой, он работает только при правильном подходе, когда выстроена целостная система мотивации, а родитель чётко понимает, что и зачем он делает и к чему в итоге придёт. Николай Ягодкин, тренер по развитию памяти и работе с информацией, предприниматель, оратор-мотиватор в области личного развития и образования в своей книге «Энциклопедия детской мотивации» отмечает:
Внешняя мотивация обязательно должна быть дополнена мотивацией внутренней. Надо учиться самостоятельно формулировать ожидания от своей деятельности и затем оценивать её эффективность. Это сложный психический процесс, который, как это ни печально, практически никогда не формируется спонтанно. Здесь требуется умелое и регулярное вмешательство родителей. В противном случае ребёнок вырастет обычным исполнителем, но не творцом
Материальное поощрение — это внешняя мотивация, такая же, как похвала, одобрение и т. д. При этом деньги как инструмент детской мотивации — спорный и часто осуждаемый инструмент. Однако специалисты утверждают: если его правильно применить, то он будет прекрасно работать и не испортит ребёнка.
Уроки не сделаны. Посуда не помыта. Кровать не заправлена. В дневнике замечание. Мама почти плачет. Что делает сын? Преспокойно играет в компьютерные игры. Если вы не стали в сотый раз кричать, а отправились на поиски информации, эта статья для вас. Как мотивировать ребёнка выполнять свои обязанности, учиться и помогать по дому? Спойлер: вам понадобится «валюта».
Психолог приводит в пример своего сына. Ему 5 лет, он любит играть в компьютерные игры и слушать сказки через умную колонку. Анастасия Зуева анализирует:
Значит, я понимаю, что количество минут игр и сказок — это моя «валюта». Сын, чтобы 15 минут поиграть на компьютере, тебе нужно сделать то-то и то-то. Тут я перечисляю, допустим, 3 пункта, которыми он зарабатывает. Я не лишаю денег. Я даю в принципе систему мотивации. Хочешь дополнительно заработать минутки? Вот, пожалуйста, сделай первое, второе и третье
Тут возникает вопрос, что это за три пункта? Каким способом ребёнок может зарабатывать «валюту»? Анастасия отмечает, что тут всё зависит от возраста и ребёнка. Какие навыки вы хотите прокачать? Одним родителям надо, чтобы ребёнок больше читал, другим — чтобы у него повысились оценки по математике, третьим — чтобы он каждое утро заправлял кровать.
Психологи выделяют два типа мотивации:
Отрицательную мотивацию современные психологи запрещают. Если вы даёте «валюту» в награду за какие-то действия — это положительная мотивация. При этом отъём «валюты», наказание деньгами и отрицательную мотивацию мы не применяем.
Во-первых, «кнут» не формирует чёткий образ цели. Вы забрали деньги у ребёнка за плохую оценку. Что дальше? К чему конкретно он будет стремиться после этого? Во-вторых, отрицательная мотивация убивает инициативу. Допустим, ребёнок решил помыть посуду, но парочка мыльных тарелок дерзко выскользнула из рук и разбилась. Отобрать деньги на покупку нового фарфора, конечно, экономически логично, но захочет ли он потом помогать по дому?
Семейный психолог Виктория Дмитриева тоже говорит о том, что наказывать деньгами нельзя. Правда, в вопросах оплаты за помощь по дому и хорошие оценки она более категорична. Автор книг и практикующий психолог делится правилами своей семьи:
Каждую пятницу детям выдаются деньги на карманные расходы. До 13 лет только наличными, никаких карт. По 50 рублей за год жизни ребёнка. Например, в 6 лет — 300 рублей в неделю, в 9 лет — 450 рублей в неделю. Деньгами не наказываем. За оценки и уборку не платим
Все психологи твердят: родитель должен быть предсказуемым. Он — взрослый. Если ребёнок устроил взрыв солёной бомбочки прямо на клавиатуре вашего рабочего компьютера и вы на эмоциях лишили его «валюты», это неправильный подход не только из-за того, что отрицательная мотивация запрещена. Всё должно быть прогнозируемо.
Анастасия Зуева отмечает: прежде всего нужно заранее обсудить все условия с ребёнком. Дальше — чётко обозначаем сроки. Допустим, шанс заработать есть ежедневно или раз в неделю. Каждый родитель выстраивает систему самостоятельно с учётом того, что именно он хочет прокачивать у ребёнка. Система должна работать независимо от вашего настроения, а ребёнок должен её четко понимать — и тогда всё получится.
Важно чётко принять самим и донести до ребёнка, что он может ничего не делать. Не заправлять кровать, не читать книг, не прокачивать навыки, которые вам хочется. Но тогда он не получит свою «валюту». Если на таких условиях он действительно ничего не делает, задайте себе вопрос: правильную ли «валюту» вы выбрали и реально ли она нужна ребёнку?
Семейный психолог и автор книг Людмила Петрановская на вопрос о мотивации деньгами не даёт однозначного ответа. По её словам, его часто задают в формате: «Почему раньше я платила ребёнку за учёбу и это работало, а теперь не работает?» Петрановская отвечает: любая награда со временем девальвируется. Проблема материального поощрения в том, что никто не отменял инфляцию. Если человека регулярно за что-то вознаграждать, он привыкнет и перестанет получать удовольствие. Нужно будет увеличивать или менять награду. Петрановская задаёт вопрос:
Если ваш ребёнок сейчас в пятом-шестом классе, не разоритесь ли вы, вознаграждая его на протяжении всего его образовательного маршрута?
По словам Петрановской, есть и более существенное соображение. Когда мы платим деньги, мы покупаем товар или услугу. И тогда возникает другой вопрос: какую услугу вы покупаете, когда платите деньги за учёбу ребёнка? Может быть, вы покупаете иллюзию, что ваш ребёнок добровольно хорошо учится?
Одним словом, точку в вопросе о мотивации ребёнка деньгами поставить невозможно. Каждый родитель должен выстроить систему самостоятельно исходя из своих возможностей и желаний, а также особенностей ребёнка.