ОСАГО знает каждый водитель. А вот ОСГОП звучит как что-то из архива ГИБДД. Но между тем, эту аббревиатуру применяют не реже. На самом деле это страховка, только не для машины, а для пассажира. Её наличие — закон, а отсутствие грозит штрафом. Особенно это касается такси, которым с 2024 года без полиса вообще нельзя выезжать на линию. Разбираемся, чем отличается ОСАГО и ОСГОП, сколько стоит, кто платит и что делать, если у перевозчика нет такой страховки.
ОСГОП — это страховой полис для пассажиров общественного транспорта. Он действует при авариях, травмах или других несчастных случаях, которые могут произойти с ними во время поездки. Все перевозчики – фирмы или ИП – обязаны приобрести такой полис. Пассажир маршрутки и такси при покупке билета, посадке в транспорт автоматически становится застрахованным.
Но не стоит путать этот вид страховки с обязательным страхованием автогражданской ответственности. Сейчас мы поясним разницу.
ОСАГО — это страховка для владельцев автотранспорта. Расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности.
Полис защищает другие автомобили или людей от ущерба, который может быть причинён им при аварии. ОСАГО обязательна не только для легковых автомобилей, мотоциклов, но и для автобусов. Без него нельзя выезжать на дороги общего пользования.
Если автобус попадает в ДТП, страховая компания возмещает убытки пострадавшим. Сумма выплат зависит от тяжести ущерба: 500 000 рублей на каждого пострадавшего человека в аварии и 400 000 рублей, если причинён ущерб имуществу (например, автомобилю другого участника движения).
На одну машину оформляют один полис. Регулируются правила ОСАГО законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г.
ОСГОП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Такой полис нужен для пассажиров всех видов общественного транспорта: автобусов, троллейбусов, электричек, поездов. Если люди, ехавшие в транспорте, получают травму, страховая компания выплачивает им компенсацию.
Страховку должен оформить не водитель, а перевозчик перед тем, как использовать транспорт для перевозок. Это требование относится как к фирме, так и к ИП или самозанятому. Однако с ноября 2024 года ОСГОП должны покупать и те, кто оказывает услуги такси.
В одном полисе могут быть указаны несколько автомашин. Правила ОСГОП регулируются законом № 67-ФЗ от 14.06.2012г.
Автобус, такси должны иметь и ОСАГО, и ОСГОП. Это две разные страховки, которые защищают людей и транспорт при разных обстоятельствах.
Но с полисом ОСГОП нужно выполнить ещё один важный шаг – внести его реквизиты в реестр перевозчиков. Самый удобный способ сделать это через «Госуслуги»:
Также допустимо прийти в любой МФЦ, там тоже помогут добавить данные в реестр. После этого можно не переживать. Агрегатор такси не заблокирует вам доступ к поездкам, а инспектор не выпишет штраф за отсутствие страховки.
Если автобус ездит без ОСАГО, владелец заплатит штраф. Размер штрафа (ст. 12.37 КоАП РФ):
Если фирма возит людей в автобусе, не имея полиса ОСГОП, то штраф наложат в размере (ст. 11.31 КоАП РФ):
Если полисы есть, но водитель не может их предъявить (нет с собой бумажного экземпляра, сел телефон и не на чем показать электронный вариант), штраф составит 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).
Неужели при таких штрафах есть ещё те, кто осмеливается не купить полис ОСГОП? Сколько же он должен стоить, чтобы владелец автобуса пренебрёг требованиями закона?
Цена полиса ОСГОП зависит от:
Но расчёт цены полиса не зависит от предполагаемого количества продаваемых билетов. Вы можете ездить по непопулярному маршруту или, наоборот, по загруженному – цена полиса не поменяется. Она зависит только от тех факторов, что мы перечислили.
Страховую премия за ОСГОП рассчитывают на основе минимальных и максимальных ставок тарифа, утверждённых указанием Банка России от 16.05.2022 № 6137-У. Для автобуса страховка стоит от 17 000 до 40 000 рублей, для легкового такси – 3 300−5 400 рублей.
При этом пассажир не приобретает эту страховку. Он платит только за билет, который включает в себя и часть себестоимости страховки. Обычно эта доля занимает от 1 до 5 рублей с одного билета.
Если вы – пассажир и купили билет, но не поехали, стоимость страховки вы не можете вернуть, так как она входит в стоимость поездки. Но вы можете вернуть деньги именно за билет. Для этого нужно обратиться к перевозчику или в кассу. Но правила возврата могут оказаться строгими. Подробно о схемах и условиях возврата мы рассказали в статьях:
Если вы – перевозчик и расторгли договоры страхования, вы вправе вернуть часть страховой премии и за ОСАГО, и за ОСГОП. Сумма зависит от времени действия страховки. Чем меньше дней прошло, тем больше вернут. О том, как вернуть премию по ОСАГО мы писали в статье: «Премия по ОСАГО — особенности расчёта и возврата».
Часть страховой премии по ОСГОП можно вернуть, если:
О том, как производится расчёта суммы к возврату, прописывают в договоре страхования. Некоторые полисы предусматривают возможность возврата денег при расторжении сделки и по иным причинам.
По ст. 8 закона № 67-ФЗ страховая компания выплатит пассажиру (или его наследникам) максимальные суммы: