КБМ — коэффициент бонус-малус, который используют для расчёта стоимости полиса ОСАГО. Он зависит от безаварийного стажа водителя. Чем дольше ездите без ДТП — тем дешевле страховка. Но случается, что аварий у водителя не было, а полис резко подорожал. Одна из причин - ошибка в расчёте бонус-малус. Как проверить свой КБМ и как его исправить?
С 1 октября 2024 года данные об ОСАГО и КБМ можно найти только на сайте Национальной страховой информационной системы (НСИС).
Шаг 1: авторизуйтесь
Без авторизации на сайте НСИС вы не сможете увидеть данные.
Войти в личный кабинет можно с помощью учётной записи «Госуслуг» или через банковские ID:
Шаг 2: находим КБМ
Как только вы войдёте в личный кабинет на НСИС, откроется профиль. Рядом с вашими ФИО и будет кнопка «Узнать свой КБМ".
Теперь вы знаете, какой КБМ используется для расчёта ОСАГО.
На этой же странице вы можете узнать КБМ водителей, которых включали в полис ОСАГО. Правда, информация будет актуальной для последнего полиса.
КБМ водителя, который не имеет к вам отношения, найти на сайте НСИС нельзя.
Сравните КБМ из базы НСИС с тем, что фигурирует в полисе ОСАГО. Если есть расхождение, то страховщик ошибся. Вам нужно обратиться в страховую компанию с заявлением на перерасчёт стоимости полиса. Переплату вам вернут.
Излишне уплаченные деньги можно вернуть за последние три года.
Если в полисе и в базе НСИС КБМ одинаковый, но не тот, что должен у вас быть, то ошибка не на стороне страховой. Такое возможно по нескольким причинам:
Как понять, что КБМ неверный
Если вы помните, что у вас в прошлом году был КБМ 0,54, а в этом видите значение 1, хотя аварий не было, ошибка очевидна. С теми, кто не помнит свой прошлый КБМ или был виновником аварии, не всё так просто. Нужно помнить несколько правил:
С учётом этих правил, можно посчитать, каким должен быть КБМ, воспользовавшись таблицей расчёта бонус-малус.
1. Когда вы впервые садитесь за руль, вам присваивают 3 класс КБМ. За каждый год безаварийной езды класс увеличивают на единицу. Соответственно, за 5 лет у вас класс КБМ должен стать 8, а коэффициент 0,74.
2. Если у вас были аварии, то нужно вспомнить, какой в том году был КБМ. Тогда с помощью таблицы можно посчитать, каким он должен стать. Правда, это не самая простая математика. Для удобства можно воспользоваться историей страхования из профиля на сайте НСИС.
Куда обращаться, если заметили ошибку
Есть несколько вариантов:
Бонус-малус может быть повышающим и понижающим и, соответственно, увеличивать или уменьшать цену полиса. Если он равен 1 (это соответствует классу 4), то на цена страховки не меняется.
Водители без стажа получают класс КБМ 3 и повышающий коэффициент 1,17. Если в течение 10 лет у него не будет ни одной аварии, класс КБМ станет максимальный — 13, а коэффициент опустится до 0,46.
История бонуса-малуса формируется в базе НСИС. Узнать историю КБМ можно и в личном кабинете на сайте страховщика – здесь хранятся данные обо всех оформленных полисах, в том числе с указанием личных коэффициентов.
Нет, вместо него применяют КО – коэффициент ограничения, который с 27 января 2025 года равен 3,16 для физлиц и 1,97 для компаний. В открытых страховках не указаны конкретные водители, пользоваться такими полисами может любой, кто садится за руль авто, в том числе те, у кого высокий КБМ. Это невыгодно для страховщика, поэтому применяется КО, увеличивающий цену страховки более чем в 2 раза.
Нет, бонус-малус используется только для расчёта стоимости ОСАГО и относится исключительно к водителю, а не к транспортному средству, которое страхует полис каско.