Срок действия договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств (ТС) чаще всего составляет 1 год. За это время могут произойти любые изменения, касающиеся информации в действующем полисе. Разберёмся, как можно внести изменения в полис ОСАГО, какие данные и в каких ситуациях владельцам ТС нужно обновлять, а когда замена информации не допускается.
Порядок изменения договора обязательного страхования утверждён Положением Банка России от 01.04.2024 № 837‑П. Необходимость внести изменения в электронный полис ОСАГО или в бумажный бланк возникает в следующих ситуациях:
В соответствии с правилами ОСАГО, страхователь обязан подать заявление на внесение изменений в полис ОСАГО незамедлительно в случае смены собственника автомобиля, указанного при оформлении электронного или бумажного полиса страховки. Страхователь не обязан подавать заявление, если воспользовался правом досрочно расторгнуть действующий договор в соответствии с пп. 6.2.2 п. 6.2 Положения 837‑П.
Внести изменения в страховку ОСАГО можно в любом офисе обслуживания клиентов страховой компании, с которой заключён договор, кроме отделений агентств и партнёров. При обращении в офис страховой компании (СК) потребуется ряд документов:
При обращении третьего лица необходимо наличие нотариально заверенной доверенности. Страховщик может вносить правки в старый бланк страховки или оформить новый полис. При внесении корректировок в старую страховку новые данные записывают на обороте полиса с указанием времени и даты внесения дополнительной информации, а также ФИО сотрудника СК.
Процедуры внесения изменений у разных страховщиков могут отличаться. Рекомендуется перед посещением офисов уточнить по телефону особенности корректировки сведений, а также перечень документов.
Можно изменить данные в ОСАГО онлайн, если оформлен электронный документ или страховой полис на бумажном носителе. Чтобы внести корректировки, необходимо:
Правила внесения правок в разных страховых компаниях могут отличаться. Если появляются вопросы, рекомендуется решать их с помощью службы поддержки клиентов вашего страховщика.
Когда вносят изменения, стоимость страховки может увеличиться или уменьшиться. СК после получения от страхователя заявления о необходимости изменения сведений в ОСАГО имеют право потребовать уплату дополнительной страховой премии. Она рассчитывается с учётом увеличения рисков на основании страховых тарифов, действующих на день внесения новых данных.
Если изменения влекут уменьшение страховых рисков, то в течение 14 календарных дней после их внесения страховщик обязан вернуть часть премии страхователю (п. 5.3 главы 5 Положения Банка России № 837‑П).
Наибольшее изменение цены может произойти, когда в страховку добавляется новый водитель без стажа или с высокой аварийностью. Перерасчёт будет осуществлён по максимальному коэффициенту возраст-стаж, бонус-малус (аварийность). Например, в полис, оформленный на водителя, который не допускал аварий в течение длительного времени и имеет КБМ 0,46, потребуется внести водителя с КБМ 1. В этом случае страховщики оформляют полис по наивысшему КБМ. Скидка в 54%, действовавшая ранее, аннулируется и стоимость страховки значительно возрастёт.
Изменения вступают в силу в течение срока, установленного страховщиком. Например, в компании АльфаСтрахование это происходит сразу после добавления водителя и доплаты.
Выдача переоформленного нового полиса владельцу автомобиля осуществляется в течение 2 рабочих дней с даты получения страховщиком действующей страховки, которую вернул страхователь (п. 5.4 главы 5 Положения Банка России № 837‑П).
Проблемы, связанные с недостоверной информацией, размещённой в страховке, зависят от обстоятельств и вида данных, требующих корректировки. Рассмотрим наиболее частые ситуации:
Если сотрудники страховой отказываются вносить изменения в полис, оформлять электронный или бумажный ОСАГО с новыми данными, корректировать электронную базу, хотя вся необходимая информация им предоставлена, можно обратиться с жалобой в Банк России.
Заявление может быть направлено страховщику на бумажном носителе или в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте. При этом способ оформления ОСАГО, выбранный при заключении договора обязательного страхования ответственности водителя, может быть любым. Подать заявление может сам страхователь или его представитель, действующий по нотариально заверенной доверенности. СК обязана внести изменения и отправить страхователю электронный документ, в котором будет сообщено, что сведения учтены, или направить изменённый е‑ОСАГО.
Если изменился собственник транспортного средства, то страхователь обязан сразу сообщить об этом СК, направив заявление в письменной форме. Страховщик может внести корректировки и заменить собственника, но страхователь останется тем же. Его менять запрещено. Поэтому, если автомобиль был продан, подарен, собственник сменился, можно откорректировать полис. На практике этого почти никто не делает, поскольку сохранять ответственность страхователь обычно не хочет. В этом случае рекомендуется расторгнуть договор, чтобы новый собственник оформил его на себя.
Согласно правилам страхования, не допускается внесение изменений в ОСАГО в случае замены транспортного средства, указанного в договоре ОСАГО, страхователя, изменения сроков действия страховки (абзац 2 п. 5.2 главы 5 Положения Банка России № 837‑П).