Коэффициент бонус-малус (КБМ) — это коэффициент безаварийной езды, позволяющий снизить стоимость полиса ОСАГО. За каждый год безаварийного вождения добавляется скидка 5%. Но водители часто сталкиваются с тем, что при расчёте стоимости полиса применяется неверный КБМ. Эксперты Выберу.ру рассказали, как исправить высокий КБМ, почему он может обнулиться и что делать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем.
Раньше коэффициент бонус-малус обнулялся при перерыве в вождении. Сейчас он назначается 1 апреля и остаётся неизменным в течение года. Если до наступления следующего 1 апреля автовладелец попадёт в ДТП по своей вине (т.е. КБМ изменится), а вскоре после этого захочет оформить страховку ОСАГО, стоимость полиса будет рассчитана с применением КБМ по состоянию на 1 апреля. Но в некоторых ситуациях КБМ может обнулиться.
Случаи, когда коэффициент может быть посчитан неправильно:
Все сведения о КБМ хранятся в АИС «ОСАГО». Если обновлённые данные не поступили своевременно, система определяет водителя как новичка и присваивает ему коэффициент 1,17.
В системе АИС «ОСАГО» хранится информация о договорах обязательного автострахования, заключённых в период с января 2011 года. У водителя есть возможность узнать, какой страховщик завысил коэффициент, и исправить информацию о классе страхования. Через РСА можно восстановить КБМ онлайн и бесплатно.
Для проверки коэффициента бонус-малус на сайте РСА выполните такие действия:
Система моментально рассчитает бонус-малус. Если он не совпадает с тем, что применяет СК, можно воспользоваться возможностью восстановления КБМ — бесплатно или платно.
При выявлении несоответствий нужно направить в страховую компанию или в РСА заявление о необходимости внесения изменений. С 1 декабря 2015 года восстановить КБМ в РСА можно в упрощённой форме. Порядок действий:
Впоследствии КБМ может быть пересчитан, если водитель попадёт в ДТП. Чтобы заявление было рассмотрено в самый короткий срок, водителю нужно чётко сформулировать требования. Они должны быть такими:
В заявлении нужно объяснить, каким должен быть коэффициент, и обосновать это. К заявлению необходимо приложить:
Если неправильные КБМ применяли несколько страховых компаний, необходимо обратиться в каждую из них. У разных страховщиков могут быть другие требования к документам — ознакомьтесь с ними на официальном сайте организации перед подачей заявки. Если этот способ не помог или страховая компания ликвидирована, необходимо подать жалобу по КБМ в РСА.
В заявлении нужно указать:
К заявлению нужно приложить копию обращения в страховую организацию и копию или оригинал ответа, если он был. Восстановление КБМ на официальном сайте РСА занимает 15 дней.
После исправления КБМ через официальный сайт РСА вы сможете написать в СК заявление на перерасчёт стоимости полиса и вернуть часть страховой премии, которую уплатили из-за неверного применения КБМ.
Услугу возврата КБМ предлагают различные компании. Такие сервисы есть и на сайтах страховых компаний. Как исправить КБМ платно:
Примерно в течение суток КБМ вернётся к правильному значению. Информация об этом придёт на электронную почту или поступит в виде СМС-сообщения.
Через Центробанк можно восстановить КБМ бесплатно, но процедура займёт много времени. На сайте ЦБ РФ есть подробное разъяснение, как восстановить КБМ самостоятельно.
Подавать жалобы в ЦБ РФ имеет смысл, когда страховщик не отвечает на обращение. Если с применением неправильного КБМ заявителю оформили полис, страховой компании невыгодно оперативно реагировать на заявление, потому что по результатам перерасчёта придётся возвращать часть стоимости полиса.
Центробанк контролирует деятельность страховых организаций, и обращение страхователя приведёт к тому, что СК быстрее рассмотрит заявление. ЦБ РФ не уполномочен изменять КБМ, но он вправе повлиять на страховщика.
Сервис для подачи жалобы есть на официальном сайте ЦБ РФ. Подать жалобу в Центробанк на КБМ можно так:
К заявлению нужно приложить копии документов (сканы). Скорость рассмотрения заявления составляет около 30 дней. Срок зависит от правильности и полноты переданных сведений. Если после корректировки страховщик откажется выплачивать часть премии, нужно обратиться к финансовому уполномоченному. Способы обращения:
Вернуть излишне уплаченную часть стоимости полиса ОСАГО можно за 3 предыдущих года. Отсчёт ведётся с момента обращения.
Частая ситуация — обнуление КБМ после смены водительского удостоверения. Этого можно избежать, если сразу после получения нового водительского удостоверения обратиться в страховую компанию лично или через сайт и сообщить о смене документов. Страховщик направит эту информацию в РСА.
При оформлении полиса ОСАГО нужно следить за тем, чтобы данные были вписаны без ошибок. Как только выявится несоответствие КБМ реальному значению, нужно подать заявление в страховую компанию.