Что делать, если не устраивает выплата по ОСАГО

21 апреля 2025 13:31
13301
Татьяна Демченко

Водители обязаны страховать свою гражданскую ответственность, для чего они покупают полис ОСАГО. По нему в случае ДТП по вине застрахованного страховые компании (СК) выплачивают возмещение потерпевшему. В теории выплата должна компенсировать восстановление повреждённого автомобиля и вред, нанесённый жизни и здоровью потерпевших. Но на практике не всегда эти суммы полностью покрывают ущерб. Очень часто владельцы полисов ОСАГО не согласны с расчётами стразовой компании. Разберёмся, как поступать, когда страховая выплатила меньше, чем насчитала независимая экспертиза, и вы полагаете, что она умышленно занизила стоимость ремонта.

Содержание статьи

Когда выплаты по ОСАГО не хватило на ремонт автомобиля. Фото: freepik.com

Причины занижения выплаты по ОСАГО

По полису ОСАГО страховые компании максимально выплачивают (ст. 7 № 40‑ФЗ):

Зачастую страховая занижает выплаты по ОСАГО. Получить возмещение убытков по верхней границе сложно. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), по итогам одиннадцати месяцев 2024 года средний размер компенсации по ОСАГО составил чуть более 99 000 рублей.

Иногда страховщики платят намного меньше, чем ожидают потерпевшие и владелец полиса ОСАГО. Эксперты называют пять причин, почему это происходит:

  1. В расчётах учитывают износ деталей автомобиля. Когда страховщик считает сумму ущерба автомобиля, он учитывает износ деталей. То есть в расчёт берёт цены не новых запчастей, а подержанных. В итоге сумма выплаты может снизиться до 50%. Но это максимальное снижение. Назначить выплату менее 50% от стоимости деталей, даже если реальный износ больше, СК не имеют права (п. 19 ст. 12 № 40‑ФЗ). Рассчитывают износ после осмотра автомобиля. При этом учитывают дату выпуска, марку, пробег транспортного средства и другие критерии.
  2. Страховщики делают скидку на экспертную погрешность. СК имеют право на 10% уменьшать размер возмещения, рассчитанный при независимой оценке повреждений, принимая во внимание погрешность расчётов.
  3. Обнаружены скрытые повреждения. На станции во время ремонта авто могут обнаружить повреждения, которые ранее не учитывались при расчётах размера ущерба. Если такое произошло, нужно провести более детальную оценку повреждений и учесть скрытые дефекты. Владелец повреждённого автомобиля пишет заявление в СК, требует провести повторный осмотр с привлечением экспертов.
  4. Из отчёта исключили ряд повреждений. Например, в акте осмотра указан дефект лакокрасочного покрытия, но его не включили в расчёт, так как он составляет более 25 процентов и есть коррозия. Например, всё покрытие машины было в мелких царапинах и «рыжиках» ещё до аварии.
  5. Эксперты ориентировались на заниженные цены запчастей. Размер выплат определяется по каталогу с утверждёнными ценами. Часто в справочнике цены ниже реальной стоимости запчастей и выполняемых работ, особенно при резких скачках цен.

Проверить среднюю стоимость деталей, запасных частей, работ и материалов для определения размера денежной компенсации можно на сайте РСА.

Оформить ОСАГО

Как определяют размер страхового возмещения

Сумма страховой выплаты определяется на дату ДТП. При расчёте учитывается место аварии и условия на региональном товарном рынке. В смету включают стоимость:

Расчёт размера ущерба осуществляется согласно единой методике, утверждённой ЦБ РФ. Формула расчёта следующая:

СВР = РР + РМ + РЗЧ, где:

СВР — стоимость восстановительных работ; РР — расходы на проведение работ, связанных с ремонтом; РМ — расходы на материалы; РЗЧ — расходы на запчасти, устанавливаемые вместо повреждённых.

Результаты подсчётов округляются до сотен рублей.

Что делать, если мало заплатили по ОСАГО

Если по ОСАГО насчитали мало, а вы уверены, что сумма ущерба намного выше, рекомендуем начать с претензии страховщику. Тот обязан её принять, рассмотреть и вынести решение. Общий алгоритм действий выглядит так:

Рассмотрим порядок действий подробнее.

1. Потерпевший пишет заявление в страховую компанию

Итак, вы попали в ДТП, а страховая выплатила мало. Сначала нужно подать заявление страховщику. В нём потребуйте пересчитать размер компенсации за ремонт автомобиля. По правилам ОСАГО при наличии противоречий страховщик обязан:

2. Проводится повторная экспертиза

Владелец повреждённого автомобиля вправе заказать проведение повторной, уже независимой экспертизы, если его не устроила выплата по расчёту страховой компании. СК не может отказать в приёме результатов такой экспертизы. Исключение – если ранее потерпевший не представлял свой автомобиль страховщику для осмотра с целью оценки ущерба.

Договорившись о проведении независимой экспертизы, не забудьте уведомить страховую компанию о месте, дате и времени проведения. Это нужно сделать не позже, чем за три дня до начала проверки.

Представители страховщика имеют право присутствовать при её проведении. Если экспертиза подтвердит, что страховщик ошибся в подсчётах, то последний обязан перечислить недостающую сумму.

3. Владелец повреждённого автомобиля составляет претензию страховщику

Если страховая компания отказалась покрыть разницу между своей калькуляцией и расчётом независимой экспертизы, договориться по-хорошему не получилось, то придётся обращаться в суд. Но сначала нужно пройти ещё две стадии — составить досудебную претензию страховщику и написать финансовому уполномоченному.

Специально утверждённого бланка или образца претензии нет. Она составляется в произвольной форме.

В претензии нужно указать:

О том, как составить этот документ, мы писали в статье «Претензия к страховой по ОСАГО — сроки, основания, как написать».

К претензии приложите копии:

Передать претензию можно любым способом: лично, курьерской доставкой, через «Почту России». Главное, чтобы у вас осталась квитанция об отправке. Многие страховые компании принимают обращения по электронной почте и на сайте через форму обратной связи.

Вы можете выбрать любой вариант. Если вы планируете подавать на страховщика в суд, лучше дополнительно обзавестись письменными доказательствами: отправьте оригинал претензии почтой на юридический адрес страховщика. Информацию о нём вы найдёте на сайте компании, в полисе, в интернете. Квитанцию об отправке сохраните, потом приложите к иску в суд.

Срок рассмотрения претензии — 10 календарных дней, кроме нерабочих. Отсчёт начинается со дня поступления документа (п. 1 ст. 16.1 № 40‑ФЗ). Если ответа нет или страховая компания отказалась выплачивать разницу по расчётам, переходите к следующему этапу – пишите финансовому уполномоченному.

4. Потерпевший обращается к финансовому уполномоченному

С 2019 года эта стадия стала обязательной для споров по ОСАГО. Прежде, чем подавать иск в суд, нужно подать жалобу финансовому уполномоченному и дождаться ответа.

Подавать жалобу можно на сайте финансового уполномоченного. Финансовый омбудсмен обязан рассмотреть жалобу за три рабочих дня, ещё 15 рабочих дней отведено на оформление решения. Ждать придётся примерно 4 недели.

Важно: есть определённые требования закона, как подавать жалобу и какие документы приложить. Если их не соблюсти, можно получить отказ в рассмотрении. Это означает, что нужно будет подавать жалобу заново, но уже без ошибок.

О том, как правильно составить обращение и как финомбудсмен решает претензии автовладельцев, мы писали в статье «Финансовый уполномоченный по ОСАГО и каско: когда и как обращаться».

Если финансовый уполномоченный примет решение выплатить разницу по перерасчёту независимой экспертизы, страховая компания должна его исполнить. За этим следит Банк России.

Бывают случаи, когда финансовый омбудсмен формально рассматривает жалобы и отказывает потерпевшим. В такой ситуации не остаётся ничего другого, кроме как идти в суд.

5. Несогласный с выплатами подаёт иск в суд

Гражданам не нужно платить госпошлину за подачу иска по спору по ОСАГО. Однако, если цена иска превышает 1 млн рублей, то государственная пошлина подлежит расчету и уплате в порядке п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК. Дело рассматривается в рамках закона «О защите прав потребителя» (далее – закон № 2300−1).

Пострадавший в аварии может взыскать:

Если нет возможности поручить дело профессионалам, то подать иск можно и самому, изучив нашу статью «Как составить иск в суд без помощи юристов».

Популярные вопросы

В какой срок нужно уведомить СК о несогласии с выплатой?

Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Затягивать сроки не имеет смысла, если нужно проводить дополнительную экспертизу. Общий срок исковой давности по выплатам по ОСАГО - 3 года (п. 2 ст. 966 ГК РФ).

Что делать, если ущерб больше 400 тысяч?

Страховые компании компенсируют ущерб, нанесенный автомобилю, в пределах 400 000 рублей. Если стоимость восстановления окажется больше, страховщик составляет расчёт и указывает, какую сумму потерпевший будет обязан доплатить за ремонт на СТО из собственного кармана. Обе суммы СК указывает в направлении на ремонт.

Как быть, если по каско выплатили меньше стоимости ремонта?

Принцип выплаты по КАСКО зависит от того, какой вид договора страхования оформлен. Если у вас оформлена агрегатная страховка с фиксированной годовой суммой, то после каждой выплаты она уменьшается на размер проведённого платежа. Если неагрегатная, то по каждому страховому случаю выплаты будут полными. Когда заключается КАСКО с франшизой, сумма выплаты автоматически уменьшается на размер франшизы.

Теги: Автострахование ОСАГО Авто

Статьи и новости по теме: