Деятельность страховых компаний (СК), оказывающих услуги обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, регулируется законодательно. Разберёмся, как можно пожаловаться на страховую компанию по ОСАГО. Расскажем, как подать жалобу в электронном виде. А также выясним, в какие сроки будет ответ, если написать жалобу, и есть ли смысл жаловаться, если у вас добровольный договор и полис каско.
Пожаловаться на страховую по ОСАГО можно в следующих случаях:
Это наиболее частые причины, когда подаётся жалоба на страховую компанию по ОСАГО. Но поводов может быть больше. Например, страховщик требует представить ему дополнительные документы для оформления полиса, хотя в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» они не включены в перечень обязательных.
Нет единой организации, рассматривающей вопросы нарушения работы страховщиков. Потребители услуг для решения финансовых и правовых споров могут обращаться в Центральный банк РФ, Российский союз автостраховщиков, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу, к финансовому омбудсмену, в суд, прокуратуру.
Российский союз автостраховщиков (РСА) рассматривает обращения граждан и юридических лиц только по вопросам ОСАГО и технического осмотра транспортных средств. Консультаций пользователям здесь не оказывают.
Чтобы подать жалобу в РСА, необходимо скачать бланк обращения по ОСАГО или по вопросам технического осмотра, заполнить его и направить по электронной почте request@autoins.ru. В заявлении указываются:
Когда вы подаёте жалобу, рекомендуется приложить копии документов, подтверждающих факты из обращения.
Срок рассмотрения заявления на сайте РСА составляет 30 дней. В исключительных случаях он может быть увеличен, но не более чем ещё на 30 дней.
Если вопрос касается некорректного применения коэффициента бонус-малус (безаварийность) и связанного с этим завышения стоимости полиса по договору ОСАГО и страховых премий, то жалоба в РСА по КБМ оформляется на специальном бланке. Необходимо представить копию водительского удостоверения и паспортов владельца полиса и всех лиц, включаемых в договор. Нужны действующие и предыдущие документы, если они были.
Для получения дополнительной информации можно позвонить по бесплатному телефону: 8 800 200‑22‑75.
Если вы считаете, что нарушены ваши права, может быть направлена жалоба в Центробанк на страховую компанию по ОСАГО. Например, если страховщики отказывают в оформлении электронной страховки или выдаче бумажного бланка. Подачу жалобы можно осуществить несколькими способами:
Получить дополнительную консультацию по финансовым и правовым вопросам можно в чате приложения ЦБ онлайн, а также по бесплатному телефону 300 или 8 (800) 300−30−00.
После подачи претензии ответ ЦБ РФ может поступить в течение 30 календарных дней. Это стандартный срок ответа на электронные и письменные претензии. Регистрация обращения осуществляется в течение 3 дней. Если претензии по ОСАГО подаются через интернет-приёмную, уведомление о регистрации поступит на электронную почту заявителя, указанную в заявлении. При личной подаче рекомендуется сделать 2 экземпляра письменного заявления: один сотрудники оставят у себя, на втором – поставят отметку о приёме.
Если страховщики отказываются оформлять договор без покупки дополнительных услуг (например, страхования жизни и здоровья), они нарушают правила оказания услуг. Обязанность заключать другие договоры вместе с ОСАГО не может быть возложена на гражданина. Навязывание дополнительных услуг нарушает ч. 5 п. 2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Нарушение законодательства в этом случае контролируется Роспотребнадзором, на его сайте можно оставить заявление.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения Банка России № 431‑П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», владелец ТС имеет право выбрать любого страховщика, оказывающего услуги обязательного страхования. СК обязана заключить договор, если ей представлены все необходимые документы, указанные в части 3 статьи 15 № 40‑ФЗ.
Навязывая дополнительные услуги и отказывая в получении ОСАГО, страховщики нарушают антимонопольное законодательство. Поэтому, если действия страховщика содержат признаки нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» № 135‑ФЗ, можно направить жалобу, оформив её на сайте ФАС. Чтобы подать претензию, заявителю необходимо иметь письменный отказ страховщика от заключения договора.
Обращение можно направить в письменной форме, доставить лично или передать с курьером по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д−242, ГСП−3 или адресу территориального органа ФАС России. Также можно отправить заказное письмо с уведомлением о вручении или электронный документ на delo@fas.gov.ru или на email территориального органа ФАС России.
Жалобы рассматриваются не более месяца. В течение этого времени заявитель получит уведомление о ходе процедуры. Максимальный срок рассмотрения — 3 месяца. Он может быть продлён с уведомлением сторон. Полную информацию о том, как оформить претензию, можно найти на сайте ФАС.
Граждане вправе подать заявление на страховщика сотрудникам прокуратуры через её сайт или на Едином портале государственных услуг. При оформлении обращения необходимо понимать, что органы прокуратуры не заменяют другие организации, поэтому обращение отправляется, когда другие методы не работают. Получить справочную информацию по обращениям, направленным в Генеральную прокуратуру РФ, можно по телефону 8 800 250‑79‑78.
Если принято решение обращаться в суд, сначала необходимо оформить досудебную претензию и направить в СК. В обращении указывается, что не устраивает заявителя: суммы по компенсации возмещения нанесённого ущерба, выделенные на ремонт автомобиля, порядок осуществления выплаты, срыв сроков и т. п. Только после того, как страховщик даст ответ на претензию или проигнорирует её, можно подавать судебный иск.
В 2018 году с целью защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг был введён новый порядок досудебного урегулирования споров между потребителями и финансовыми организациями. Федеральным законом № 123‑ФЗ учреждена должность финансового уполномоченного, предназначенного для рассмотрения обращений потребителей, касающихся удовлетворения требований имущественного характера, предъявляемых к организациям, оказавшим им услуги. Финансовый уполномоченный независим от федеральных органов государственной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, ЦБ РФ.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей, если размер возмещения (взыскания) не превышает 500 тысяч рублей. Но если подаётся жалоба омбудсмену по ОСАГО, сумма требований может быть больше.
Чтобы подать жалобу финансовому уполномоченному по ОСАГО, сначала обязаны направить заявление страховщику. При отказе в заявленных требованиях или их игнорировании направляется обращение финансовому омбудсмену через личный кабинет на сайте Службы финансовых уполномоченных. Срок рассмотрения жалобы — 15 рабочих дней.
После отправления досудебной претензии и получения на неё отказа можно подать иск в суд. Исковое заявление подаётся по месту жительства (регистрации) заявителя или нахождения страховщика. Заявление составляется в произвольной форме. В претензии указываются детали дела, прикладываются ответ на досудебную претензию, все возможные доказательства.
Если цена иска до 100 тысяч рублей, заявление подаётся мировому судье, если выше, то в районный суд. Судья может удовлетворить иск полностью, частично или отказать. В последнем случае подаётся апелляция, шанс на удовлетворение иска сохраняется.
Общие рекомендации при составлении жалоб в органы страхового надзора:
Составляя жалобу, прикладывайте доказательства. Чем больше их будет, тем лучше. Поэтому постарайтесь сохранять все письма, обращения, ответы.
Для исправления КБМ необходимо обращаться сначала к своему страховщику. Если он не может оперативно устранить причины некорректного применения КБМ, то в РСА. Если обращение в РСА не помогает, отправьте заявление через электронную приёмную в Центробанк.
Сначала необходимо отправить жалобу в свою СК, далее составить досудебную претензию и после получения отказа обращаться в суд. Пожаловаться на недостаточные выплаты также можно в ЦБ РФ.
Предъявить претензии страховщику при заключении договора добровольного страхования каско можно в том же порядке, что и по обязательному страхованию ОСАГО. Сначала направьте жалобу на юридический адрес страховщика, опубликованный на сайте компании, или на электронную почту. В случае отказа отправьте досудебную претензию, далее заявку в суд. Также можно обратиться в ЦБ РФ, к финансовому омбудсмену.