Для поездок по Европе на собственном автомобиле россиянам нужны (помимо загранпаспорта и визы) международные права и полис страхования — так называемая «Зелёная карта». Это международный аналог ОСАГО. Если страны-члены соглашения исключат Россию из своего состава, то нельзя будет съездить не только в Европу, но и в Турцию. Что делать любителям автопутешествий? Останется ли доступной хотя бы аренда авто?
Российские «Зелёные карты» могут перестать действовать за границей уже с 1 июля 2023 года. Большинство европейских стран хотят приостановить членство РФ в международном бюро, которое объединяет государства, признающие единый полис. Голосование пройдёт во время заседания организации 30 июня, пишут «Известия» со ссылкой на участников страхового рынка.
«Зелёная карта» — международный полис страхования автогражданской ответственности. Он действует в 48 странах-участниц бюро. Большинство из них — страны Евросоюза, а также Великобритания, Турция Азербайджан, Иран, Израиль, Марокко и Тунис.
Если обладатель «Зелёной карты» попадёт за границей в ДТП, то страховая выплатит пострадавшему необходимую сумму. И наоборот.
По данным «Совкомбанк Страхования» с 1 июня российские «Зелёные карты» уже не признают на территории ЕС, Великобритании и Швейцарии. Но по ним по-прежнему можно ездить в Белоруссии, Азербайджане, Турции, Сербии, Молдавии и ряде других государств.
Что всё это значит?
Если решение примут не в пользу РФ, то россиянам придётся покупать местные полисы ОСАГО при въезде в любую другую страну. Исключением станет лишь Белоруссия, с которой у РФ подписано отдельное соглашение.
В то же время, как рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА), власти ведут переговоры с «дружественными» странами о взаимном признании карт.
По аналогии с Белоруссией, с Азербайджаном, Турцией и другими государствами может начать использоваться своя международная система. Сейчас она имеет рабочее название «Синяя карта».
В среднем «Зелёная карта» на легковой авто для всех стран на 15 дней стоит порядка 3 000 рублей. Только для Азербайджана, Беларуссии, Молдовы — порядка 1 000 рублей
По сути, отмена для россиян «Зелёной карты» означает возврат во времена, когда страховку оформляли на границе. Хотя в эпоху развития интернет-сервисов это может быть гораздо проще.
Уже сейчас на водительских форумах пишут, что при въезде в Латвию и Польшу можно купить страховку на границе. Литва на 15 дней выдаёт полис за 21 евро (1 900 рублей), Польша на 30 дней — за 37 евро (3 400 рублей).
Для аренды авто в ЕС «Зелёная карта» вообще не понадобится. Нужно лишь показать: заграничный паспорт, водительские права РФ, международные права, визу.