Кто такие Evolute, X-Cite, Amberauto, откуда через два десятилетия после закрытия взялся «Москвич» и почему Solaris имеет весьма посредственное отношение к Hyundai? В конце концов, в какие страны, помимо постсоветского пространства, поставляются теперь автомобили АвтоВАЗа? Если вы не следили пристально за российским авторынком последние 2,5-3 года и не знаете, какие машины собирают в России сейчас, то наверняка сильно удивитесь ответам на все эти вопросы. Подробности — во второй части материала «Выберу.ру» о российских заводах и отечественных легковых автомобилях.
В первой части материала под названием «От АвтоВАЗа до Haval: на каких заводах собирают легковые автомобили в России в 2025 году?» мы рассказали о географии отечественных предприятий по выпуску машин.
Российский автопром не опустел после ухода таких мировых автобрендов, как Hyundai, Ford, Volkswagen, Renault, Honda, Toyota, Nissan. Как показали «китайцы» и представители российского бизнеса, свято место пусто не бывает.
Тут образовалась другая проблема. Автолюбителям пришлось заново учить марки и разбираться в их многообразии. Новых брендов стало так много, а их происхождение и качественные характеристики порой вызывают столько вопросов, что при походе в автосалон за новой машиной можно встать в ступор.
Итак, какие машины производят в России? Начнём с флагмана автопрома. Тут никаких изменений, ну или почти никаких. До ухода западных автобрендов с российского рынка в 2022 году на предприятиях АвтоВАЗа в Тольятти и Ижевске выпускались автомобили Renault, такие как Logan и Sandero. После прекращения сотрудничества с французскими партнёрами российский автогигант производит легковые и лёгкие коммерческие автомобили (LCV) под своей единственной торговой маркой Lada, которая вряд ли нуждается в представлении.
Кто в России и других странах бывшего СССР не знает легендарную марку «Москвич»? Это настоящий символ советского и российского автомобилестроения, знакомый каждому россиянину по детству, фильмам, мультфильмам. Помните сцену из «Приключений итальянцев в России», где персонаж Андрея Миронова угоняет с автовоза «Москвич 412» или финальную сцену из «Бриллиантовой руки»: «По лесной дороге на большой скорости в направлении государственной границы движется «Москвич» вишнёвого цвета». В конце концов, наверняка многие автомобилисты со стажем постигали азы вождения именно на машине производства АЗЛК.
К сожалению, ничего общего с культовыми советскими моделями, кроме адреса завода и названия, нынешние «Москвичи» не имеют. На заводе собирают привезённые из Китая разобранные автомобили JAC и вешают шильдик «Москвич». Вуаля, и вот авто, производимые в России! Сейчас в линейке значатся три модели:
В ближайшие месяцы линейка Московского автозавода пополнится флагманским паркетником «Москвич 6». Да, снова за основу был взят «китаец» — бензиновый лифтбек JAC Sehol A5. Впрочем, есть и хорошая новость: в 2026 году столичное предприятие обещает показать первый полностью отечественный «Москвич» после модели «2142 Duet», дебют которой состоялся в далёком 1999-м.
Знаете, какие ещё машины выпускают в России с недавнего времени? Solaris. Что-то знакомое, да? Сразу оговоримся: не путайте Solaris с популярным среди российских автолюбителей «корейцем» Hyundai Solaris. Это не одно и то же. Марка была основана в 2023 году, когда ведущий южнокорейский концерн свернул бизнес в России и продал завод в пригороде Санкт-Петербурга.
Вместе с заводом новые владельцы площадки унаследовали 70 000 машинокомплектов — по сути, разобранные автомобили, ввезённые с головного предприятия в Сеуле. До сих пор из этих узлов, агрегатов и кузовов на площадке в Сестрорецке собирают седаны Solaris HS, Solaris HC, Solaris KRS и Solaris KRX. Недостающие для сборки детали завозят на завод из дружественного Китая. Вот такой он – отечественный «Солярис».
Единственный на данный момент бренд в России, специализирующийся исключительно на электрических авто и имеющий в стране собственные производственные мощности — отечественный Evolute.
Электрификация российского автопрома вообще идёт очень-очень медленно. «Чистых» батарейных машин на отечественных дорогах сейчас меньше 1% от всего автопарка страны. Сравните с 20% в Китае. Сказываются технические неудобства и отсутствие инфраструктуры, о чём мы порассуждали в статье «Игрушка на батарейках: стоит ли покупать электромобиль в России?». Так что заходить на отечественный авторынок тем же китайским производителям «электричек» пока рано и уж тем более не время открывать сборочные заводы.
Опасаясь американских и европейских санкций, китайские компании не спешат строить российские автозаводы по примеру Haval, а сборку на доступных мощностях маскируют под локальными торговыми знаками. Какие автомобили выпускают в России под другими именами? Один из примеров — крупнейший китайский концерн Chery Automobile и XCite.
Да-да, Chery уже много лет поставляет машины на российский рынок напрямую с головного завода в Уху в КНР и при этом стабильно входит в число лидеров продаж. За прошлый год «китайцы» продали у нас 298 505 автомобилей.
Однако сторонний автомобильный завод в России и местная сборка никогда не помешают. Почему? Машины, которые производятся в России, обходятся дешевле, чем привезённые из-за границы. Через таможню выгоднее завезти разобранную машину и потом собрать её на заводе, чем растаможить целиком.
Практика, признаём, не очень успешная, так как за прошлый год было продано всего 10 700 автомобилей. Покупатели предпочитают оригинальную сборку и название, и цифры продаж Chery – тому подтверждение. Поговаривают, что в скором времени выпуск XCite и вовсе будет прекращён.
Автомобильные компании России, деятельность которых напрямую зависела от сборки европейских и японских, корейских машин, не остались без дела после 2022 года. Как мы уже рассказывали, калининградский автогигант «Автотор» переориентировался на китайские бренды. В частности, автосборочное предприятие с начала мая этого года собирает такие популярные в России кроссоверы, как Omoda C5 и Jetour T2. Официально не подтверждено, но, по сведениям инсайдеров, локализованные модели получат название Onives, патент на которое «Автотор» получил ещё год назад.
Помимо Onives, есть у калининградцев и другой фирменный бренд — Amberauto, который активно используется уже больше года. С этим шильдиком на кузове с конвейера сходят бюджетные электромобили не слишком известной китайской марки JMEV: седан «Амберавто А5» (JMEV Yi) и хетчбэк Амберавто А3 (JMEV EVeasy EV3). Продажи, как и в случае с XCite, оставляют желать лучшего: всего несколько тысяч в 2024 году.
Кстати, название «Амберавто» является отсылкой к одной из главных достопримечательностей Калининградской области — крупнейшему в мире природному месторождению янтаря.
Марки автомобилей, которые производят в России, буквально недавно, в конце минувшей зимы, пополнились новым наименованием. Знакомьтесь, новое имя в списке названий машин российского производства — Tenet! Бренд ещё даже не вышел на рынок и дебютирует только грядущим летом.
Доподлинно известно, что уже в 2025 году под этим торговым знаком на сборочный конвейер встанут четыре кроссовера. Какие? Судя по тизеру, это перелицованные модели Chery. Ну а выпускаться машины будут на экс-заводе Volkswagen, которого с новой маркой объединяет один владелец — компания AGR Automotive Group.
По данным «Автостата», за первые четыре месяца текущего года автомобили Lada заняли первое место в рейтинге продаж и стали единственными, кто преодолел порог в 100 000. Следом в списке идут машины Haval, которые собирают в России, а оставшиеся три места в топ−5 поделили бренды экспортируемых авто из КНР.
* марки автомобилей производятся в России.
Десятки заводов и сотня брендов на сегодняшний день — не предел для отечественного автопрома. «Китайцы» интересуются строительством новых сборочных предприятий. В частности, один неназванный концерн выбирает место для строительства завода между Новосибирском и Иркутском. GAC, JAC и FAW подумывают о запуске локальной сборки, а премиум-бренд Li Auto/Li Xiang официально выйдет на российский рынок в конце мая, пусть пока только в качестве поставщика.
Мало того, в прессе появляется всё больше слухов, в том числе напрямую из Южной Кореи, о возможном возвращении Hyundai и Kia. До конца текущего года «корейцы» имеют право на обратный выкуп автозавода в Петербурге, и времени для раздумий у них остаётся всё меньше. С другой стороны, учитывая, какие легковые автомобили производят в России сейчас те же «китайцы», вернуться на рынок Hyundai и его дочернему бренду будет непросто.
Наконец, уже в июле на Московском автозаводе — том самом, где собирают «Москвичи» — стартует серийное производство нового электрического хэтчбека «Атом», разработанного российским стартапом АО «Кама».
Так что, несмотря на западные санкции и отсутствие ведущих автокомпаний мира, автомобилестроение в России не стоит на месте и развивается.