Легковые автомобили в России: какие марки, где и как собирают в 2025 году?

26 мая 2025 10:00
3401
Иван Беликов Автор «Выберу.ру»

Кто такие Evolute, X-Cite, Amberauto, откуда через два десятилетия после закрытия взялся «Москвич» и почему Solaris имеет весьма посредственное отношение к Hyundai? В конце концов, в какие страны, помимо постсоветского пространства, поставляются теперь автомобили АвтоВАЗа? Если вы не следили пристально за российским авторынком последние 2,5-3 года и не знаете, какие машины собирают в России сейчас, то наверняка сильно удивитесь ответам на все эти вопросы. Подробности — во второй части материала «Выберу.ру» о российских заводах и отечественных легковых автомобилях.

Содержание статьи

В первой части материала под названием «От АвтоВАЗа до Haval: на каких заводах собирают легковые автомобили в России в 2025 году?» мы рассказали о географии отечественных предприятий по выпуску машин.

Российские бренды автомобилей, собираемых на отечественных заводах

Российский автопром не опустел после ухода таких мировых автобрендов, как Hyundai, Ford, Volkswagen, Renault, Honda, Toyota, Nissan. Как показали «китайцы» и представители российского бизнеса, свято место пусто не бывает.

Тут образовалась другая проблема. Автолюбителям пришлось заново учить марки и разбираться в их многообразии. Новых брендов стало так много, а их происхождение и качественные характеристики порой вызывают столько вопросов, что при походе в автосалон за новой машиной можно встать в ступор.

Lada: Говорим «АвтоВАЗ», подразумеваем – «Лада»

Итак, какие машины производят в России? Начнём с флагмана автопрома. Тут никаких изменений, ну или почти никаких. До ухода западных автобрендов с российского рынка в 2022 году на предприятиях АвтоВАЗа в Тольятти и Ижевске выпускались автомобили Renault, такие как Logan и Sandero. После прекращения сотрудничества с французскими партнёрами российский автогигант производит легковые и лёгкие коммерческие автомобили (LCV) под своей единственной торговой маркой Lada, которая вряд ли нуждается в представлении.

Lada Vesta. Фото: нейросеть
Бренд «Лада» был создан ещё полвека назад, в 1970 году, и на сегодняшний день занимает около трети российского авторынка – 28%. Поставляются машины Lada Granta, Lada Vesta, Lada Largus и за рубеж: в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Монголию и даже во Вьетнам и Объединённые Арабские Эмираты.

«Москвич»: Наследник АЗЛК или нет?

Кто в России и других странах бывшего СССР не знает легендарную марку «Москвич»? Это настоящий символ советского и российского автомобилестроения, знакомый каждому россиянину по детству, фильмам, мультфильмам. Помните сцену из «Приключений итальянцев в России», где персонаж Андрея Миронова угоняет с автовоза «Москвич 412» или финальную сцену из «Бриллиантовой руки»: «По лесной дороге на большой скорости в направлении государственной границы движется «Москвич» вишнёвого цвета». В конце концов, наверняка многие автомобилисты со стажем постигали азы вождения именно на машине производства АЗЛК.

Автомобили под торговым знаком «Москвич» выпускались ни много ни мало с 1946 по 2001 годы, пока Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) в Москве не был продан Renault. После ухода французской компании из России в 2022 году бывший АЗЛК вернулся к истокам и возобновил выпуск «Москвичей». Хотя, как вернулся…

К сожалению, ничего общего с культовыми советскими моделями, кроме адреса завода и названия, нынешние «Москвичи» не имеют. На заводе собирают привезённые из Китая разобранные автомобили JAC и вешают шильдик «Москвич». Вуаля, и вот авто, производимые в России! Сейчас в линейке значатся три модели:

В ближайшие месяцы линейка Московского автозавода пополнится флагманским паркетником «Москвич 6». Да, снова за основу был взят «китаец» — бензиновый лифтбек JAC Sehol A5. Впрочем, есть и хорошая новость: в 2026 году столичное предприятие обещает показать первый полностью отечественный «Москвич» после модели «2142 Duet», дебют которой состоялся в далёком 1999-м.

Solaris: Как разошлись пути Hyundai и «Солярис»?

Знаете, какие ещё машины выпускают в России с недавнего времени? Solaris. Что-то знакомое, да? Сразу оговоримся: не путайте Solaris с популярным среди российских автолюбителей «корейцем» Hyundai Solaris. Это не одно и то же. Марка была основана в 2023 году, когда ведущий южнокорейский концерн свернул бизнес в России и продал завод в пригороде Санкт-Петербурга.

Вместе с заводом новые владельцы площадки унаследовали 70 000 машинокомплектов — по сути, разобранные автомобили, ввезённые с головного предприятия в Сеуле. До сих пор из этих узлов, агрегатов и кузовов на площадке в Сестрорецке собирают седаны Solaris HS, Solaris HC, Solaris KRS и Solaris KRX. Недостающие для сборки детали завозят на завод из дружественного Китая. Вот такой он – отечественный «Солярис».

Evolute: Китайские электромобили из Липецка

Единственный на данный момент бренд в России, специализирующийся исключительно на электрических авто и имеющий в стране собственные производственные мощности — отечественный Evolute.

Под этой маркой на площадке «Моторинвест» в Липецкой области собирают электрические i-Pro, i-Joy, i-Jet, i-Sky и гибридный i-Space, который в оригинале выпускаются китайским Dongfeng. По итогам прошлого года в России суммарно было продано всего 1 230 новых авто Evolute.

Электрификация российского автопрома вообще идёт очень-очень медленно. «Чистых» батарейных машин на отечественных дорогах сейчас меньше 1% от всего автопарка страны. Сравните с 20% в Китае. Сказываются технические неудобства и отсутствие инфраструктуры, о чём мы порассуждали в статье «Игрушка на батарейках: стоит ли покупать электромобиль в России?». Так что заходить на отечественный авторынок тем же китайским производителям «электричек» пока рано и уж тем более не время открывать сборочные заводы.

Xcite: Дочерняя марка Lada, экс-завод Nissan и машины из Китая

Опасаясь американских и европейских санкций, китайские компании не спешат строить российские автозаводы по примеру Haval, а сборку на доступных мощностях маскируют под локальными торговыми знаками. Какие автомобили выпускают в России под другими именами? Один из примеров — крупнейший китайский концерн Chery Automobile и XCite.

Xcite X-Cross 8. Фото: нейросеть 

Да-да, Chery уже много лет поставляет машины на российский рынок напрямую с головного завода в Уху в КНР и при этом стабильно входит в число лидеров продаж. За прошлый год «китайцы» продали у нас 298 505 автомобилей.

Однако сторонний автомобильный завод в России и местная сборка никогда не помешают. Почему? Машины, которые производятся в России, обходятся дешевле, чем привезённые из-за границы. Через таможню выгоднее завезти разобранную машину и потом собрать её на заводе, чем растаможить целиком.

По этому принципу январе 2024-го на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге и стартовало производство автомобилей XCite. Под зарегистрированной на АвтоВАЗ маркой выпускают кроссовер X-Cross 7, которым на деле является Chery Tiggo 7 Pro, и X-Cross 8, он же Chery Tiggo 8 Pro Max.

Практика, признаём, не очень успешная, так как за прошлый год было продано всего 10 700 автомобилей. Покупатели предпочитают оригинальную сборку и название, и цифры продаж Chery – тому подтверждение. Поговаривают, что в скором времени выпуск XCite и вовсе будет прекращён.

Amberauto: Автобренд из столицы Янтарного края

Автомобильные компании России, деятельность которых напрямую зависела от сборки европейских и японских, корейских машин, не остались без дела после 2022 года. Как мы уже рассказывали, калининградский автогигант «Автотор» переориентировался на китайские бренды. В частности, автосборочное предприятие с начала мая этого года собирает такие популярные в России кроссоверы, как Omoda C5 и Jetour T2. Официально не подтверждено, но, по сведениям инсайдеров, локализованные модели получат название Onives, патент на которое «Автотор» получил ещё год назад.

Помимо Onives, есть у калининградцев и другой фирменный бренд — Amberauto, который активно используется уже больше года. С этим шильдиком на кузове с конвейера сходят бюджетные электромобили не слишком известной китайской марки JMEV: седан «Амберавто А5» (JMEV Yi) и хетчбэк Амберавто А3 (JMEV EVeasy EV3). Продажи, как и в случае с XCite, оставляют желать лучшего: всего несколько тысяч в 2024 году.

Кстати, название «Амберавто» является отсылкой к одной из главных достопримечательностей Калининградской области — крупнейшему в мире природному месторождению янтаря.

Tenet: Chery под новым названием

Марки автомобилей, которые производят в России, буквально недавно, в конце минувшей зимы, пополнились новым наименованием. Знакомьтесь, новое имя в списке названий машин российского производства — Tenet! Бренд ещё даже не вышел на рынок и дебютирует только грядущим летом.

Доподлинно известно, что уже в 2025 году под этим торговым знаком на сборочный конвейер встанут четыре кроссовера. Какие? Судя по тизеру, это перелицованные модели Chery. Ну а выпускаться машины будут на экс-заводе Volkswagen, которого с новой маркой объединяет один владелец — компания AGR Automotive Group.

Новая марка Tenet. Фото: нейросеть 

Автопром России: топ−5 марок по продажам с января по апрель 2025 года

По данным «Автостата», за первые четыре месяца текущего года автомобили Lada заняли первое место в рейтинге продаж и стали единственными, кто преодолел порог в 100 000. Следом в списке идут машины Haval, которые собирают в России, а оставшиеся три места в топ−5 поделили бренды экспортируемых авто из КНР.

  1. Lada* — 105 764 тысячи новых машин.
  2. Haval* — 44 110.
  3. Chery — 36 612.
  4. Geely — 23 116.
  5. Changan — 17 913.

* марки автомобилей производятся в России.

Автостроение в России: Какие новые марки и автозаводы появятся в будущем?

Десятки заводов и сотня брендов на сегодняшний день — не предел для отечественного автопрома. «Китайцы» интересуются строительством новых сборочных предприятий. В частности, один неназванный концерн выбирает место для строительства завода между Новосибирском и Иркутском. GAC, JAC и FAW подумывают о запуске локальной сборки, а премиум-бренд Li Auto/Li Xiang официально выйдет на российский рынок в конце мая, пусть пока только в качестве поставщика.

Мало того, в прессе появляется всё больше слухов, в том числе напрямую из Южной Кореи, о возможном возвращении Hyundai и Kia. До конца текущего года «корейцы» имеют право на обратный выкуп автозавода в Петербурге, и времени для раздумий у них остаётся всё меньше. С другой стороны, учитывая, какие легковые автомобили производят в России сейчас те же «китайцы», вернуться на рынок Hyundai и его дочернему бренду будет непросто.

Наконец, уже в июле на Московском автозаводе — том самом, где собирают «Москвичи» — стартует серийное производство нового электрического хэтчбека «Атом», разработанного российским стартапом АО «Кама».

Так что, несмотря на западные санкции и отсутствие ведущих автокомпаний мира, автомобилестроение в России не стоит на месте и развивается.

Теги: Авто Водители