Магазины активно внедряют оплату по QR-коду. Однако покупатели в недоумении - гораздо проще и быстрее приложить к терминалу телефон или карту. Да ещё и кешбэк не начислят. Зачем вообще такое массовое внедрение нового способа оплаты?
Плюсы и минусы оплаты товара по QR-коду — вопрос не такой уж и праздный. Иногда действительно выгоднее носить с собой карту, и причина не только в потерянном кешбэке. Однако начнём с плюсов системы.
Оплата по QR-коду в магазине — одна из функций СБП. Для бизнеса это более выгодный способ принимать безналичные платежи, поскольку комиссия за трансакцию гораздо ниже, не превышает 1%. Поскольку бизнес экономит, продавцы активно предлагают оплату по QR-коду, а не по карте.
Однако, когда мы идём за батоном в магазин, нас мало беспокоят доходы и расходы магазина. Гораздо интереснее, что нам несёт оплата товара по СБП.
Это очевидное достоинство. Вышел из дома, кинув в карман только смартфон, и плати где хочешь через приложение банка. Покупка товара по СБП - альтернатива ушедшим сервисам бесконтактной оплаты по NFC.
Однако нельзя сказать, что возможность оплаты без карты — безусловный плюс.
В обычном магазине оплачивать товар по СБП долго — надо войти в приложение, которое не всегда быстро грузится, найти оплату по QR-коду, навести камеру, дождаться оплаты. С картой проще — приложил и ушёл.
К тому же вы не вводите реквизиты карты, значит нет опасности кражи данных.
По СБП можно проводить оплату с любого счёта, даже не карточного. Причём вы выбираете, откуда списать деньги во время оплаты. Если же у вас приложение для бесконтактной оплаты картой, то выбора нет.
Особенно удобно, если вы покупаете дорогой товар. Не нужно ждать, когда зачислятся возвращённые средства, чтобы купить замену.
Итак, оплата по СБП удобна:
Мы уже упомянули, что бизнес платит пониженную комиссию за трансакции, проведённые по СБП. Для компаний это хорошо. Если вы хотите поддержать экономику любимого продуктового магазина, платите по QR-коду.
Однако из-за сниженной комиссии за операции по СБП, банки не могут начислять кешбэк за них.
Обычно комиссия, которую платит магазин за операцию по карте, делится между всеми, кто в ней участвовал: банк, который предоставляет услуги эквайринга, банк, который выпустил карту и т. д. Часть комиссии возвращается кешбэком покупателю. Так банки повышают лояльность пользователей дебетовых карт.
Если вы копите кешбэк, то платить по СБП нет смысла — вы теряете бонусы. Обращайте внимание на категории повышенного кешбэка, на акции и партнёров банка, на условия подписки (если она есть). За товары, по которым дают большие бонусы, лучше платить картой.
Оплата по QR-коду — перевод денег с одного счёта на другой. Примерно такая же операция, что вы проводите, когда перечисляете деньги по номеру телефона.
У большинства банков в условиях кредитной карты переводы — операция-исключение, которая не входит в льготный период. То есть по ней начисляются проценты с первого дня. Часто — по повышенной ставке.
Если у вас кредитная карта, то не оплачивайте с неё товары по QR-коду. Некоторые банки изначально блокируют подобные операции, чтобы не было споров с клиентами. Но всегда есть исключения.
Для оплаты по QR-коду нужно время. Банковские приложения грузятся не так быстро, как хотелось бы. А если магазин находится в полуподвальном помещении, где плохая связь, то шансов провести оплату стремятся к нулю.
Многих в оплате по СБП отпугивает сложность: слишком много кнопок на телефоне нужно нажать, а мы уже разбаловались и разленились.
Итак, по QR-коду не стоит платить: