Автокредитования с господдержкой «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» больше не будет. Казалось, идея хорошая: бери авто с 10% скидкой от государства, а если живёшь на Дальнем востоке — то с 25%. Почему закрыли выгодную, на первый взгляд, программу, и в чём крылся подвох?
Программы с господдержкой «Первый» и «Семейный автомобиль» возобновили 1 июля 2019 года, но к октябрю бюджет закончился. В этом году на субсидии направили 9,4 млрд рублей. Как пишет «Автостат», на 30 сентября жители России купили более 100 тыс. автомобилей по программе. На «Первый автомобиль» пришлись 45 тыс. машин, на «Семейный» — около 55 тысяч.
Официального объявления пока не было, но банки постепенно закрывают предложение, отмечает агентство.
Клиенты интересовались программами, хотели выгодно купить автомобиль. Но иногда дисконт компенсировал первоначальный взнос только на бумаге. Как пишет портал «Челябинск Онлайн», в редакцию обратился мужчина, который хотел купить Lada Vesta с субсидией. Условие программы — автомобиль не дороже 1 млн рублей. «Лада» под требования попадала — цена 858 900 рублей.
Но по программе «Первый автомобиль» ставку 0% годовых челябинцам не одобрили, предложили 12,9% с учётом страховки. За Каско пришлось бы платить каждый год 35 000, за страхование жизни — 40 000. Итого: 75 000 рублей, которые почти «съели» госскидку 86 000 рублей за первый взнос. Челябинец рассказал изданию, что машину «резко расхотелось покупать» на таких условиях.
Банки-участники программы решали самостоятельно, когда завершать программу, рассказали в Минпромторге. ВТБ прекратил выдавать кредиты с господдержкой в середине октября, прокомментировали «Выберу.ру» в пресс-службе. Несмотря на то, что программу закончили, спрос был.
60% автокредитов с господдержкой заемщики ВТБ оформили по программе «Семейный автомобиль». Большая востребованность программы, на наш взгляд, в том, что клиенты с детьми чаще берут автомобиль в кредит. Часто у семьи уже есть машина, которую можно заменить на новую, а старое авто используют как первоначальный взнос. Для многодетных семей наличие субсидии от государства — дополнительный стимул сменить автомобиль на более вместительный», — ответили на запрос редакции в банке.
Условия по страховке диктует банк, чужую компанию выбрать нельзя. С ограничением, конечно, можно побороться: включить Каско в сумму кредита, страхование жизни — в платежи, выбрать франшизу. Можно без страховки, но тогда вырастет ставка. Однако высокий процент не значит дорогой платёж. Например, при 12%, переплата за страховку — 2700 руб. к ежемесячному платежу. Без Каско при 15% — 1200 рублей.
Банк понять можно: автомобиль остаётся в залоге у кредитора, поэтому финансовая организация защищает свои риски. Пример жителей Челябинска — частный, и многие клиенты получили положительный опыт участия в программах. «Выберу.ру» советует внимательно выбирайте банк, автосалон и делать альтернативные расчёты.