Широка страна моя родная, много в ней полей, лесов и газовых труб. Поля и леса частично приватизированы, а вот газовые трубы — нет. Это досадное недоразумение, которое, по мнению властей, несёт одни неудобства и расходы, планируется исправить. Министерство энергетики готовит соответствующие поправки в законодательство. Вот только вопрос — как это отразится на ценах, ведь появятся монополисты? И не будет ли проблем с подключением?
Вопрос о приватизации стоит уже давно и несколько лет назад даже был подготовлен законопроект, вносящий поправки в ст. 30 и 30.1 закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Однако Госдума его отклонила, а Минэнерго начало подготовку нового.
В 2020 году на рассмотрение будет отправлена уже новая, усовершенствованная версия. По задумке авторов, это устранит противоречия в законе. Сейчас вопрос приватизации очень спорный и сложный. Суды отказывают в передаче трубопровода в частные руки, если он имеет социальную значимость, а под это определение можно подвести любую газовую трубу. В то же время содержание этой инфраструктуры местным бюджетам обходится очень дорого. Приватизация избавит регионы от этой обязанности и высвободит значительные суммы.
Ещё один вопрос, который сможет решить приватизация, — надлежащее содержание газопровода. Если его передать лицам, которые обладают необходимыми ресурсами и возможностями, то это улучшит качество сетей.
На вопрос повышения цен Минэнерго отвечает, что подорожания не будет, поскольку за этим следит антимонопольная служба.
В парламенте нет единого мнения, касающегося приватизации газовых труб. Одни говорят, что передача частным компаниям нужна, поскольку у нас в стране часть сетей никому не принадлежит, ухода и надзора за ними нет. Это всё опасно, поскольку в любое время на этом участке может произойти авария, за которую никто не будет нести ответственность. Страдают же при этом простые люди, которые исправно платят. Однако если ничейный газопровод передать частникам, то цены от этого повысятся, ведь появятся расходы на содержание.
Есть и второе мнение. Приватизировать газ нельзя, ведь у потребителя нет выбора — пользоваться услугами той или иной компании. Так появятся монополисты, что в социальной сфере недопустимо.
У экспертов тоже возникает много вопросов к законопроекту. Основной — как будет проходить присоединение. Например, последний метр трубы принадлежит частнику. Он вполне может выставить соседу ценник в несколько сотен тысяч за разрешение присоединиться. Подобные случаи у нас в стране уже были. В Краснодарском крае муниципалитет продал часть трубопровода частной компании. Из—за этого жители одной из станиц не смогли подключиться к газу, поскольку цены выросли почти в 10 раз. Муниципалитет выставлял ценник 35 тыс рублей, а частная компания — 300 тыс рублей. Точку в деле поставила прокуратура, которая признала передачу сетей незаконной.
Эксперты говорят, что ФАС от повышения цен не спасёт, поскольку собственник вполне может их обосновать, показав расходы на содержание.
Впрочем, говоря о газификации, стоит упомянуть, что у нас есть регионы, где нет вообще трубопрода.
Помощник главы администрации президента оценил полную газификацию страны в 1 трл рублей, что сопоставимо со строительством трубопровода «Сила Сибири», на который потрачено 1,1 трл. По предварительным оценкам, нарастить уровень газификации до 83% возможно только к 2035 году. Главная проблема опять в муниципалитетах — финансирование лежит на них, а денег не хватает даже на содержание старых труб.