Зачем Центробанк печатает избыток денег, или в чём кроются причины инфляции?

Зачем Центробанк печатает избыток денег, или в чём кроются причины инфляции?

4380

Снижается уровень жизни, падают доходы людей, зато налоги повышаются — знакомая история? Причины происходящего кроются в том числе в инфляции. Вы удивитесь, но это явления бывает разных видов — открытой и скрытой, галопирующей и, набившей россиянам оскомину, — гиперинфляцией. В чём разница, как происходящее завязано на снижении уровня жизни, почему приходится печатать колоссальное количество денег и нужно ли сдерживать прирост цен — «Выберу.ру» разбирался в новом обзоре.

Несколько слов о понятии

Инфляция — это рост цен на товары и услуги в течение долгого времени. На одну и ту же сумму денег, к примеру, 1000 рублей, через какое-то время вы купите меньше продуктов, чем раньше.

Значит, покупательская способность упала, доходы обесценились, и деньги потеряли прежнюю стоимость.

Виды инфляции:

  1. Открытая — мы наблюдаем это сейчас: поднимаются цены и снижается уровня жизни. Явление, характерное для рыночной формы экономики. Чтобы регулировать прирост цен, государство повышает налоги, Центробанк — ключевую ставку (КС). Но доступность доходов снижается.
  2. Скрытая — в руках у правительства — жёсткий контроль цен. Это ведёт к товарному дефициту, у фирм вырастают издержки, объёмы производства падают. Такое явление было в СССР при администрировании экономики. Инфляция проявлялась в дефиците товаров, но цены могли не расти. Зато увеличивалась себестоимость продукции, и производитель не мог компенсировать возросшие затраты.
  3. Умеренная — годовое увеличение цен около 10%, но на экономику влияет неплохо. Центробанки печатают деньги, кредиты дешевеют, если регулятор снижает КС. Производство привлекает новых инвесторов. Хорошая ситуация, чтобы тратить, но не копить — деньги быстро теряют ценность.
  4. Галопирующая — прирост цен и обесценивание финансов быстрые, до 50% каждый год. Экономический кризис, кредитование банкам не выгодно — растёт процент, под высокую переплату ни население, ни бизнес деньги не занимают. Люди вновь тратят сбережения, потому что копить средства не имеет смысла. Вслед за увеличением спроса растёт и цена на продукцию. Характерная ситуация для кризиса в России 1998 — 1999 годов, 2000, 2001: стагнация производства, дорогие сырьё и оснащение, кредиты для бизнеса под огромный процент.
  5. Гиперинфляция — цены могут расти на 25% в день, как это было в Германии во время кризиса 1921 — 1923. Прирост стоимости товаров и услуг на 50−100% в год и выше. Импорт сильнее экспорта, правительство заставляет Центробанки лихорадочно печатать новые купюры, чтобы удержать капитал внутри страны. Из-за колоссального повышения стоимости люди и бизнес прибегают к бартеру — обмениваются товарами и услугами без денег. Доход стараются потратить в день зарплаты, пока финансы не обесценились.

Сильнее всего инфляционный налог бьёт по незащищённым и бедным слоям населения. Фото: 4vsar.ru.

Но, когда цены выросли внезапно, — это не инфляция. К примеру, из-за внутренних событий в стране: политических потрясений или денежной реформы. При настоящей инфляции цены увеличиваются постоянно. Общий уровень цен за определённый период отображает другой индекс — дефлятор валового внутреннего продукта.

Почему цены растут, а деньги — обесцениваются?

Главная причина — в огромном количестве денег, которые правительство и Центробанки вливают в экономику. Чем больше в стране свободной денежной массы, тем сильнее раскачивается инфляция. Это называется монетарный фактор.

Экономисты выделяют несколько причин:

  1. Доходы граждан и сборы налогов падают. Государству неоткуда взять деньги для собственных нужд. Правительство начинает печатать деньги, вырастает покупательская способность, но увеличение денежной массы «съедает» доходы людей, растут цены. Появляется так называемый инфляционный налог — сеньёраж, который бьёт по бедным слоям населения.
    Профессор департамента теоретической экономики научно-исследовательского института Высшей школы экономики Олег Замулин называет сеньёраж основным объяснением всех гиперинфляций. В том числе, в России 1990-х годов, когда ЦБ активно выдавал кредиты предприятиям, печатал новую денежную массу для займов
  2. Крупные фирмы устанавливают монополию на цены из-за собственных издержек, чаще всего в сырьевом производстве.
  3. Национальное производство сокращается: денежная масса страны стабильная, а цены увеличиваются.
  4. Если денежная масса в стране не меняется, а государство вводит новые налоги, акцизы и пошлины, также растут цены. Предприятиям надо платить государству, а взять новые деньги неоткуда.
  5. Профсоюзы устанавливают монополию на зарплаты — это ограничивает рынок и не даёт определять приемлемый для ситуации в стране уровень доходов.
  6. Настроения населения и бизнеса — это называется реакция ожиданий. Например, люди, ожидая новый виток кризиса и прирост цен, скупают товары, создают ажиотаж, увеличивается стоимость продукции. Готовясь к спросу, бизнес увеличивают цены на перспективу, подстраховываясь от издержек.
  7. Влияние оказывает стоимость иностранной валюты, если цена товара завязана на поставках сырья, оборудования из зарубежных стран.

Чтобы регулировать инфляцию, Центробанк меняет ключевую ставку. Фото: siapress.ru.

Почему нужен рост цен?

В России такое явление остро ощущалось в 1990 — 2000 годах. Пик пришёлся на 1992 год — 2600%. Разрыв между доходами и ценами преодолел порог в 10% только в 2009 году — 8,8%.

Сейчас, несмотря на прогнозы Центробанка РФ, цены растут, а доходы падают. Впервые за 30 лет в истории современной российской экономики показатель опустился до 2,5% в 2017 году. В 2018 — 4,3%. По оценке ЦБ РФ на ноябрь 2019 года, инфляция — 3,5%. Цель — 4%. Финансовый регулятор считает, что при таком показателе будет стабильно развиваться промышленность, банки будут выдавать дешёвые займы. А граждане и бизнес — оформлять кредиты.

Финансы быстро обесцениваются, а доходы не поспевают за увеличением стоимости продуктов. Фото: novotroitsk−24.ru.

С этой стороны, возрастание стоимости товаров важен для экономики и производства. Если цена падает или не меняется, бизнесу невыгодно производить новые продукты. Идеальное увеличение цен в год — 1−2%.

В мире существует другое интересное понятие — шринкфляция, когда производители уменьшают объём продукта, но реализуют товар по старой цене. Яркий пример — 9 яиц в упаковке, вместо 10. Подробности читайте в материале «Выберу.ру».