За 2019 год спрос на российском рынке одежды и обуви упал на 3−4%. Это 2,26−2,29 трлн рублей. Спрос подкосило не только падение доходов покупателей, но и аномально тёплый осенне-зимний период. «Еврозима» всколыхнула спрос на внесезонные вещи, а зимние коллекции предприниматели вынуждены продавать со скидками. Однако масштабный весенний дисконт тёплых вещей ретейлеры тоже не хотят проводить — не выгодно.
Аналитический портал MarketMedia выяснил, во что обошлась тёплая зима для владельцев российских магазинов одежды и обуви. Не все ретейлеры спешат раскрывать информацию, потому что зимняя одежда оказалась в этом году далеко не по погоде, и спрос был слабый. Некоторые продавцы смогли реализовать небольшую часть зимней коллекции к середине января. Об этом пишет РБК Pro, опираясь на аналитику MarketMedia.
Например, Zenden Group – крупный холдинг обувного производства, сообщил, что продал 80% коллекции холодного сезона. По выручке показатели компании оказались ниже, чем планировалось. Основатель и президент Zenden Group Андрей Павлов отметил, что тёплая зима лишает холдинг заработка.
Ранее «Выберу.ру» писал, что популярность торговых центров заметно падает.
Ситуацию осложняют крупные онлайн-магазины, которые продают зимние вещи со скидками до 90%. Оффлайн-ретейлерам приходится ориентироваться на цены маркетплейсов, чтобы устанавливать скидки и как-то «отбивать» затраты. Так, по словам Павлова, участники рынка ориентируются на крупнейшего российского онлайн-ретейлера Wildberries. Цены и скидки в интернет-магазине стали задавать стоимость товаров на рынке. Это и не удивительно — в базе у Wildberries более 500 тыс. обувных позиций на любой вкус и кошелёк.
Показателен в плане скидок Ozon, где сейчас распродают зимние и спортивные вещи с дисконтом до 90%. У Wildberries и Lamoda актуальные скидки — до 70%.
Из-за преимущественно тёплой погоды в центральной части России спрос на зимние вещи упал. Парадигма покупок сменилась интересным образом: в Lamode отметили, что вместо традиционных пуховиков и термобелья люди заказывали джинсы и косметику. Причём победил гель для бровей.
У Wildberries есть офисы по всей России, поэтому крупный маркетплейс может более широко отследить географию заказов. В компании отметили, что за прошлый ноябрь — январь нового года реализовали на 51% больше пальто, на 46% — пуховиков, продажи шапок увеличились на 65%, ботинок — на 43%. Но, в Москве и Санкт-Петербурге на 110% и 84% увеличился спрос на кроссовки и кеды, с ноября на 111% подскочили продажи резиновых сапог, зонтов и других традиционно осенних аксессуаров.
Крупные оффлайн-сети передают остатки нераспроданной одежды и обуви в собственные дисконтные магазины и центры. Например, у ГК «Обувь России» это — сеть «Пешеход». Перед началом весеннего сезона сеть реализует остатки зимней коллекции со скидками.
Падение спроса заметило большинство торговых сетей, но массово распродавать остатки коллекций в дисконт-центрах — тоже невыгодно. Крупные сети делают упор на скидки и акции, чтобы как-то вернуть деньги от закупок. Но на выручку и маржу предприниматели тоже не надеются.
Из-за смены климата ретейлерам сложно предугадать погоду и востребованность определённых вещей. Какими будут продажи в следующих сезонах — тоже сложно сказать. Предприниматели анализируют поведение клиентов, тренды в стиле, спрос на модели. Влияет на моду даже экономика. Поэтому глобальное потепление заставило некоторых предпринимателей пересмотреть заказы на следующие осенне-зимние коллекции.